Провидение

(Гашгаха)

Наблюдение Творца за всем происходящим во Вселенной и управление Им всеми событиями. Это одна из основ еврейской веры; вера в то, что Его волей создано все существующее, и под Его наблюдением все существует и все происходит, а не по естественной случайности. Философы различали в термине П. (гашгаха) два понятия: 1) предвидение Творцом заранее всего совершающегося во Вселенной; 2) Творец следит за всем происходящим и во всем проявление воли Его.

Многие из древних народов верили в "П. общее" (гашгаха клалит), но не в "П. индивидуальное" (гашгаха пратит), утверждая, что Господь покинул Землю после того, как сотворил ее и передал руководство ею воинству небесному: Солнцу, Луне, звездам и другим силам природы. Это воззрение противоречит вере в Единого Бога, управляющего миром милостиво, а творениями Своими — милосердно, определяющего награду благочестивым людям и наказание нечестивым. Приносящий первинки* говорит в молитве своей (Втор. XXVI, 15): "Воззри из обители Святости Твоей, с небес, и благослови народ Твой, Израиль, и землю эту, которую дал Ты нам...". Хана говорит, молясь Господу (I Сам. 11,3,7-8): "...ибо Бог, Господь Всеведущий, и Он направляет ход событий... Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из грязи возвышает нищего...". А пророк Ирмеягу говорит (XXXII, 19): "Велик в совете и обилен деяниями. Чьи очи открыты на все пути людские, дабы воздать каждому по путям его и по плодам дел его". В книге Бытия мы находим в словах праотцев абсолютную веру в Господа, Который заботится обо всех их нуждах: "Господь, Бог небес, Который взял меня из дома отца моего и из страны рождения моего, и Который говорил мне, и Который клялся мне, говоря: "потомству твоему отдам Я землю эту", — Он пошлет ангела Своего пред тобою" (Быт. XXIV, 7).

Из сказанного в Торе* следует, что еврей непреклонно верил в Божественное Провидение, во власть Его надо всем, что творится в мире, в то, что Бог определяет жизнь человека, жизнь личности и жизнь народов, в то, что Бог является первопричиной всех событий.

Вера в "П. индивидуальное" связана с верой в воздаяние: "Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила это, ибо в руке Его душа всего живущего и дух всякой плоти...' (Иов XII, 9-10). Эта же мысль приводится в книге Притч (XV, 3): "На всяком месте очи Господа; они видят злых и добрых". Божественное Провидение находит свое выражение в Его справедливости. Господь — Судия Праведный всякой твари, и Авраам обращается к Нему со словами: "И не помышляй делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым, чтобы праведник был подобен нечестивцу... Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?" (Быт. XVIII, 25). Господь воздает праведнику за праведность его, а грешнику, если он не раскаялся, — за грехи его.

В эпоху Второго Храма вера в Божественное П. надо всем, что происходит в мире, была непреложна для народа. И так формулировали ее прушим* (фарисеи) и ученики их, танаим* и амораим*: "Все и всех питает Господь, благословенно Имя Его: от буйволов до вшей" (Шаб.CVII).

Четкое выражение веры в П. содержится в старинных молитвах: "Озаряющий милосердием землю и живущих на ней и по благости Своей возобновляющий ежедневно и постоянно бытие первозданное". Во втором благословении "Восемнадцати благословений" сказано: "Он питает жизнь благостью, в великой милости воскрешает мертвых, поддерживает падающих, исцеляет больных, и т. д.". А в новогодней молитве сказано: "Как пастух, проверяя стадо свое, подводит овец под посох свой, так и Ты проводишь, считаешь, определяешь и учитываешь души всех живущих, ставишь предел всякой твари и определяешь судьбы их".

Что касается вопроса о свободе выбора, — мнение хазал* сформулировано в одной фразе: "Все в руках Неба, кроме богобоязливости". (Бр. XXXIII).

Р. Саадья Гаон* пытался примирить веру в П. с понятием свободного выбора. Р. Иегуда Галеви* обращается к истокам иудаизма и утверждает, что существует П., определяющее всю историю Израиля. Рамбам* считал веру в П. одной из основ еврейской веры. Р. Хисдай Каршакаш уверен, что только высокоразвитые (в духовном отношении) народы удостаиваются вмешательства П. в их судьбы, а народы примитивные отданы во власть законов природы.

Источник: Энциклопедия иудаизма на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. провидение — орф. провидение, -я (предвидение) Орфографический словарь Лопатина
  2. провидение — 1) провидение -я, ср. книжн. Мысленное представление себе будущего; предвидение. [Ленин] со страстью, с провидением утверждал, что история России — история великого народа и будущее ее велико и необъятно. А. Н. Толстой, Хлеб. 2) провидение -я, ср. Малый академический словарь
  3. ПРОВИДЕНИЕ — ПРОВИДЕНИЕ (от лат. providentia — провидение) — англ. providence; нем. Providenz. В религии — промысел Божий, предопределяющий управление миром, вселенной, людьми, всей природой; рок, судьба. Социологический словарь
  4. провидение — 1. про/вид/е́ни/е [й/э] (о Боге). 2. про/ви́д/ени/е [й/э] (предвидение). Морфемно-орфографический словарь
  5. провидение — см. >> дальновидность, судьба Словарь синонимов Абрамова
  6. провидение — Провид’ение (Рим.38:2 ; Рим.42:3) — промысел Божий, управление миром, предопределение, судьба. Библейский словарь Вихлянцева
  7. Провидение — орф. Провидение, -я (о Боге); но: Божественное провидение Орфографический словарь Лопатина
  8. провидение — 1. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. 2. ПРОВИДЕНИЕ см. провидеть. Толковый словарь Ожегова
  9. провидение — ПРОВ’ИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (·книж. ). Действие по гл. провидеть. Дар провидения. II. ПРОВИД’ЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей — действие верховного существа в мире. | перен. Само это верховное существо. Толковый словарь Ушакова
  10. Провидение — (филос.), иначе — промысел или промышление (греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В философии учение... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  11. провидение — I. ПРОВИДЕНИЕ -я; ср. Книжн. Мысленное представление себе будущего; предвидение. Гениальное п. II. ПРОВИДЕНИЕ, ПРОВИДЕНЬЕ, -я; ср. Книжн. Высшая божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу; промысл Божий. Как провидению угодно. Храни вас п. Оказаться где-л. волею провидения. Толковый словарь Кузнецова
  12. провидение — См. провидеть Толковый словарь Даля
  13. провидение — провидение I провидение ср. Процесс действия по гл. провидеть II провидение ср. 1. Действие высшей силы, верховного существа в мире. 2. Высшая сила, Бог. Толковый словарь Ефремовой
  14. ПРОВИДЕНИЕ — ПРОВИДЕНИЕ — см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ. Новейший философский словарь