публицистический стиль

(газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный)

Один из функциональных стилей, обслуживающий сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. П.с. используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ): газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. Тематический диапазон П.с. неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события, рассматриваемые сквозь призму определенных политико-идеологических установок. Главные задачи П.с. – сообщение новостей и их комментирование, оценка фактов и событий, в связи с чем реализуются две функции языка: воздействующая и информативная. Информативная функция ведет:

1) к формированию нейтрального слоя словаря;

2) речевых стандартов;

3) строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений.

Воздействующая функция обуславливает:

1) наличие и формирование оценочной лексики – прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической;

2) ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность газетно-публицистического текста. Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики. Взаимодействие информативной и воздействующей функций, условий создания газетного текста (оперативность) приводит к экспрессии и стандарту, к штампу. В качестве материала для формирования газетно-публицистического словаря выступает вся общелитературная лексика. Разнородная по составу, она в результате газетно-публицистической специализации трансформируется в единые, однородные функционально и стилистически разряды публицистической (газетной) лексики. Основной путь формирования публицистической лексики – переносное ее использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония и др.). Социальная оценочность – одна из основных особенностей языка газеты, нуждающейся в социальной оценке, интерпретации. Специфика П.с. определяется характером публицистического субъекта – автора. Автор публицистического текста – конкретная личность, подлинный, реальный, "частный" человек. Отсюда документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи.

Другая сторона личности автора публицистического текста – человек социальный, что обусловливает социально-оценочный подход к явлениям действительности:

1) широкое привлечение приемов риторики;

2) теории аргументации;

3) полемики;

4) методов социального, политического анализа и т.д.

С точки зрения структуры, публицистическая речь однослойна в отличие от художественной. Она представлена авторским монологом, в который вводятся элементы диалога и вкрапления несобственно-прямой речи (в очерке, фельетоне, репортаже). Однослойность П.с. – признак его специфики, силы и выразительности. Однослойность позволяет прямо, открыто, эмоционально выразить чувства и мысли. Документальность (подлинность), персонализованность (личностность и эмоциональность) – специфика П.с., прогнозирующая его выразительность.

П.с. присущи две формы речи:

1) письменная и 2) устная форма (доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях).

Для П.с. характерны следующие жанры:

1) информационные (хроника, информационная заметка, интервью, репортаж);

2) аналитические жанры (статья, корреспонденция);

3) художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия). По мнению Г.Я. Солганика, П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирования языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Многие новые языковые средства рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. С другой стороны, СМИ могут отрицательно влиять на литературный язык: злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушением языковых норм.

Источник: Словарь лингвистических терминов Жеребило на Gufo.me