Гусев-Оренбургский

ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ Сергей Иванович (1867—) — писатель. Р. в Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ Г.-О. («Самоходка») был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем — изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты. По формальному характеру своего творчества Г.-О. является в значительной мере продолжателем бытописательской народнической традиции, к-рая впоследствии перемежается с более новыми и даже модернистскими влияниями. В социально-тематическом отношении Г.-О. берет для себя отправной точкой рассказ Гл. Успенского «Неизвестный» (история диакона, ищущего смысла жизни и постигнувшего несправедливость общественных отношений). «Добрым пастырем» открывается первый том его рассказов, а дальше этот образ пастыря варьируется и в ряде других произведений («Отец Памфил», сельский поп (в рассказе «Конокрад»), отец Гедеонский («Миша»), отец Илья («Капитан Кук»), рассказ «Идеалист»). Отрицательные стороны жизни духовенства Г.-О. хотя и захватывает, но недостаточно широко. Произведения Гусева-Оренбургского из крестьянской жизни («Агасфер», «Сквозь преграды», «Где ветлы стояли», «Последний час» и др.) не вносят ничего нового после народнической беллетристики, посвященной жизни крестьян. Кроме того нередко изображаются деревенские персонажи в тонах сгущенного сентиментализма (рассказ «На родину»). Лучшим произведением Г.-О., к-рым он обратил на себя внимание лит-ой критики и современных ему читателей, является повесть «Страна отцов», написанная осенью 1904 (напечатана в IV т. сб. «Знание», СПБ., 1905), т. е. в эпоху нараставшего революционного подъема. Здесь Г.-О. изображает переживания попа Ивана на фоне широкой картины развивающегося хищнического капитализма в одном из крупнопромышленных центров восточной окраины. Крупный капиталист-хищник Широкозадов, озлобленное, ограбленное им, обнищавшее крестьянство, волнения рабочих города, готовых на стачку, рабочая демонстрация, — вот тот фон, на к-ром показан уход учащейся молодежи, детей алчных черносотенных попов — в стан борцов за права трудящихся. К сожалению и это произведение Г.-О. грешит не только публицистикой, призванной притти на помощь там, где нехватает силы изображения, но и риторикой, хотя и поданной с самыми благими намерениями. Процесс превращения попа Ивана — самодовольного кулака в рясе на первых страницах повести — в обличителя лживости духовенства и в человека, уходящего из этого лагеря лицемеров православия, — художественно слабо мотивирован. Но все же необходимо сказать, что в свое время повесть «Страна отцов» имела, хотя и временное, но большое общественно-агитационное значение. Минуя ряд произведений писателя, где указанные нами недостатки принимают еще более отчетливый характер, упомянем повесть «Призраки», полную искренности и правдивости. В 1923 Г.-О. выпустил книгу о погромах во время гражданской войны на юге, ценную по богатству фактического материала. В настоящее время Г.-О. живет в Америке, где редактирует журнал «Жизнь».

Библиография: I. Рассказы Г.-О., 3 тт., изд. «Знание», СПБ., 1903—1910; Собр. сочин. Г.-О. (1893—1916), изд. «Жизнь и знание», тт. I—XIV. Кроме того т. XV («Борьба» и другие рассказы), изд. «Жизнь и знание», М., 1918; Страна отцов, Гиз, М., 1923; За свободу, Повесть в стихах, изд. Казанск. губ. ком. РКП, Казань, 1919; Багровая книга, Харбин, 1922; В Красной Москве, Пьеса в 4 д., Харбин, 1922; Книга о погромах на Украине в 1919, ред. и послесловие М. Горького, Гиз, М., 1923.

II. Веселовский Ю., Замкнутый мир, «Вестн. знания», 1903, IX; Коробка Н., Из глухого угла, «Образование», 1904, III; Неведомский М., О современном художестве, «Мир божий», 1904, VIII и X; Коробка Н., Страна отцов, «Вестн. и библ. самообразования», 1905, XV; Фриче В., Очерки современной литературы, Новая жизнь, «Правда», 1905, IX—X; Редько А., Литературные наблюдения, «Русское богатство», 1905, X; Богданович А., Годы перелома, СПБ., 1908; Луначарский А., О XXIII сб. «Знание», «Лит-ый распад», т. II, 1909; Львов-Рогачевский В., На диком мустанге, «Наша заря», 1910, V—VI (и в сб. критич. статей: Снова накануне, М., 1913); Гусев-Оренбургский, Писатели о себе, «Новая русская книга», 1922, VII.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Гусев-Оренбургский — (псевдоним; настоящая фамилия Гусев) Сергей Иванович [23.9 (5.10). 1867, Оренбург, — 1.6.1963, Нью-Йорк], русский писатель. Родился в купеческой семье. В 1893 стал сельским священником; в 1898 снял с себя сан. Начал печататься в 1890. Большая советская энциклопедия
  2. ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ — ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (наст. фам. Гусев) Сергей Иванович (1867-1963) — русский писатель. Участник сборника "Знание". Реалистические повести о русской деревне, о жизни духовенства ("Страна отцов", 1905; "В глухом уезде", 1912; "Святая Русь. Эмигрантские рассказы", 1957). В 1921 эмигрировал в США. Большой энциклопедический словарь