Дюма А. отец

ДЮМА Александр (Alexandre Dumas, 1803—1870), прозванный «Д.-отец», — французский романист и драматург. Сын республиканского генерала и дочери трактирщика (в роду Д. — примесь негритянской крови). Провел детство в городке Вилье-Котре, затем в 1823 переселился в Париж, где был сначала мелким канцелярским чиновником, но вскоре бросил службу, чтобы целиком отдаться лит-ре. После первых незначительных опытов (рассказы, водевили и т. п.) Д. добился крупного успеха пьесой «Henri III et sa cour» (Генрих III и его двор, 1829), которая была первым триумфом романтической драмы («Эрнани» В. Гюго был поставлен лишь в следующем году). За нею последовал ряд других пьес Д., большей частью исторических драм (наиболее значительные: «Christine», 1830; «Antony», 1831; «Charles VII chez ses grands vassaux», 1831 — «Карл VII среди своих вассалов», «Richard Darlington», 1831, «Kean», 1831), мелодрам (знаменитая «M-lle de Belle Isle», 1839 и «Tour de Nesle», 1743). Одновременно, с 1833 года, Дюма, вдохновляясь примером Вальтер Скотта, начинает писать многотомные исторические романы, с решительным преобладанием в них авантюрного элемента, и в середине 40-х гг. становится самым популярным автором зародившегося в ту пору романа-фельетона. Из огромного числа романов Д. наиболее известны: «Les trois mousquetaires» (Три мушкетера, 1844) с двумя продолжениями: «Vingt ans apres» (Двадцать лет спустя, 1845) и «Dix ans plus tard ou le vicomte de Bragelonne» (Еще 10 лет спустя или виконт де Бражелон, 1848—1850); «Le comte de Monte-Christo» (Граф Монте-Кристо, 1844—1845); «La Reine Margot» (Королева Марго, 1846); «Le chevalier de la Maison Rouge» (1846); «La dame de Monsoreau» (Госпожа де Монсоро, 1846 г.); «La comtesse de Charny» (Графиня Шарни, 1853—1855) и др. Необычайная плодовитость Д., выпускавшего иногда в год до 50 томов, объясняется, помимо легкости его пера, наличием у него ряда сотрудников (самый значительный из них — О. Маке), писавших за него по указанному им плану. К концу 40-х гг. деятельность Д. как романиста ослабевает. Он ищет нового поля деятельности. В 1847 Д. основывает собственный театр «Theatre Historique» (Исторический театр), к-рый вскоре терпит крах. В 1848 бросается в политику и издает газету «Mois». В 50-х гг. издает ряд журналов, наполняя их почти сплошь своими писаниями, но все они, после кратковременного успеха, один за другим закрываются. Зарабатывая своими пьесами и романами огромные суммы, Дюма без счета тратил их на разные прихоти и затеи, помощь нуждающимся литераторам, путешествия (между прочим в 1858 он посетил Россию, фантастическое описание к-рой дал затем в своих «Impressions du voyage en Russie. De Paris a Astracan» (Впечатления о поездке в Россию. От Парижа до Астрахани, 1859)) и мн. др.; в результате он разорился и конец жизни провел в нужде. Как драматург и романист Д. принадлежит к той группе писателей, которая усвоила не внутреннюю сущность романтизма (его лирический и идейный пафос), а только внешние его черты: пристрастие к историзму, живописности, эффектам, свободу воображения и отрицание старых канонов.

Произведения Д. не знают пространных, «создающих настроение» описаний, в них нет возвышенного лиризма, моральной патетики; зато они чрезвычайно динамичны. Д. овладевает вниманием читателя путем планомерного развертывания действия, постепенного усложнения его, искусного оттенения основных и поворотных моментов. Многое в технике Д. объясняется требованиями фельетонного жанра, к к-рому он весьма близок. Отсюда склонность к эффектам, к технике детективного романа, сложная, но удобообозримая интрига, острый диалог, лаконизм описаний и характеристик, разбивка на небольшие главы, финалы к-рых, разрешая эпизод, служат завязкой для следующего. Все это способствовало чрезвычайной занимательности романов Д., увлекавших читателей и высокого интеллектуального уровня (К. Маркс, Менделеев и др.).

Творчество Д. при поверхностном рассмотрении может показаться выражением аристократическо-дворянской психоидеологии. Однако в этой психоидеологии не трудно уловить противоречия.

Д. отворачивается от современной ему буржуазной действительности. Его мир — мир сильной личности. Он любит изображать аристократию прошлого, французское дворянство эпохи расцвета его культуры, но также и выходцев из других классов, пробивающихся своими силами к богатству и почестям (набоб Монте-Кристо). Он влюблен в жизнь дореволюционной Франции, в «старый порядок», Великую французскую революцию изображает великим преступлением («Le chevalier de la Maison Rouge»), но вместе с тем восхваляет карбонариев, греческих и славянских повстанцев и т. п. Иногда Д. даже фрондирует, драпируясь в наряды демократа. Одним из излюбленных его образов является бедный и благородный дворянин, окрыленный идеями дворянской чести, постоянно обнаруживающий высокую доблесть, безупречно владеющий шпагой. Но дворянин этот нередко обнаруживает и совсем не аристократические черты ловкого пройдохи, одерживая верх над аристократическими же противниками не прямой борьбой, а хитрой уловкой (д’Артаньян в «Трех мушкетерах», ср. также «Королева Марго»), что отнюдь не уменьшает симпатий к нему автора. С другой стороны, во второстепенном (а иногда и первостепенном) типаже Д. огромное место занимают характерные фигуры мещанской комедии и драмы, преданные и проницательные шуты, честные простаки-буржуа и крестьяне, угрюмые, но неподкупные ворчуны-моряки, верные старые слуги и т. д. Своеобразное противоречие в творчестве Д. легко разрешается при социологическом его анализе. Поставщик занимательного чтения для мелкой и средней буржуазии, Д. выступает в эпоху Июльской монархии — эпоху внутреннего расслоения французской буржуазии, политического главенства денежной аристократии, крупных афер, часто вызывавших обнищание мелких держателей вкладов. Отталкивание от крупной буржуазии и ее преуспевающих дельцов отразилось особенно четко в популярнейшем романе Д. «Монте-Кристо», острие которого направлено против оплота Июльской монархии — новой аристократии (полковник Морсер), бюрократии (прокурор Вильфор) и плутократии (банкир Данглар). Естественно, что при отсутствии у выражаемой им общественной группы своей культуры Д. обращается к культуре наиболее импонировавшего в недавнем прошлом класса, которая может быть противопоставлена ненавистной силе плутократии, — к культуре упадочной и потому ставшей приемлемой аристократии, в качестве вернопреданного слуги к-рой мелкий буржуа имел в «доброе старое время» свое, если не очень почетное, то все же узаконенное место под солнцем.

Библиография: I. На русск. яз. Д. стал переводиться с конца 30-х и в 40-х гг., в журналах: «Библиотека для чтения» («Капитан Поль», 1838, XXX), «Отечественные записки» («Полковник Санта-Кроче», 1843, XXVIII) и др., а также в многочисленных отдельных изданиях: Генрих III и его двор, Драма, СПБ., 1829; Похождения марсельского охотника, 2 чч., СПБ., 1847; Две Дианы, СПБ., 1847; Три мушкетера, 4 чч., СПБ., 1860; Записки врача, Жозеф Бальзамо, 5 тт., СПБ., 1875 и мн. др.; Полное собр. романов, под ред. П. В. Быкова, изд. П. Сойкина, год не обозначен (1916—1917), до 40 книг; Учитель фехтования, перев. Г. И. Гордона, изд. «Время», Л., 1925; Избр. сочин. под ред. М. Лозинского и А. Смирнова, изд. «Academia» (в 1928—1929 вышли: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Десять лет спустя», «Граф Монте-Кристо»); Три мушкетера, обраб. М. Зотиной, Изд. «ЗИФ», М., 1928; Crimes celebres, 8 tt., 1842—1843; Crimes celebres, 4 vv., 1890—1893; Theatre complet, 15 vv., 1863—1874; Theatre complet, 25 vv., 1889—1899.

II. На русск. яз.: Брандес Г., Литература XIX в. в ее главн. течениях. Французская литература, СПБ., 1895 (и в «Собр. сочин.», изд., «Просвещение»); Фриче В. М., Очерки иностранной литературы. А. Дюма, газ. «Курьер», 1902, № 200, 20 июля; Пти-де-Жюльвиль, Иллюстр. история новейшей французской литературы, М., 1908; Смирнов А. А., Александр Дюма и его исторические романы (вступит. ст. к «Трем мушкетерам», изд. 2-е, Л., 1928). На иностр. яз.: Du Couret L., L’Arabie heureuse; souvenirs de voyage en Afrique et en Asie par Hadji-abd-el-Hamid Bey, publies par A. Dumas, 3 vv., 1860; Garibaldi G., Memoires de G. tr. sur le manuscrit, par A. Dumas, seule ed. complete, 3 pp., 2 vv., Bruxelles, 1860—1862; Kemble F. A., Plays M-lle de Belle Ble, transl. f. Dumas, 1863; Fitzgerald P. H., Life and adventures of A. Dumas, 2 vv., 1873; Ferry G., Dernieres annees d’A. Dumas, 1883; Blaze de Bury H., Mes etudes et mes souvenirs, A. Dumas, Sa vie, 1885; Audebrand Ph., A. Dumas a la Maison d’Or, Souvenirs, 1888; Maurel A., Les trois Dumas, 1896; Parigot H., Le drame d’A. Dumas, 1898; Его же, Alexandre Dumas, 1902; Lecomte H., Dumas A., Sa vie, son Ouvre, 1903; Lenotre G., Le vrai chevalier de Maison-Rouge, 1905; Simon G. M. S. C., Histoire d’une collaboration, A. Dumas et A. Maquet, 1919; Duquesnell F., Souvenirs litteraires: George Sand, A. Dumas, Souvenirs intimes, 1922; Lucas-Dubreton J., La vie d’A. Dumas-pere, 3-е ed., 1925.

III. Glinel Ch., A. Dumas-pere et son Ouvre, Notes biogr, et bibliogr., Reims, 1884; Davidson A. F., A. Dumas, his life and works, 1902; Spurr H. A., Life and writings of A. Dumas, 1902.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me