Ситуация

СИТУАЦИЯ (лат.) — распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к развитию действия. Являясь моментом развития интриги, С. порождает определенные условия, преодоление к-рых ведет действующих персонажен к взаимной борьбе, результатом чего оказываются новые обстоятельства, создающие новую С. Зарождение новой С. из решения конфликта ранее существующей С. делает сюжетное построение произведения совершенным: подобная связанность и обусловленность С. дает возможность видеть эволюцию характеров в их непрерывном, органическом и противоречивом развитии. Некоторые литературоведы — представители психологического и формального направления (Зейферт) пытались даже построить весь анализ композиции литературного произведения на исследовании доминирующей С. произведения.

Система чередования С. — единичных слагаемых элементов композиции — определяет собой общий характер архитектоники художественного произведения и сильнейшим образом влияет на ритм развития темы. Поэтому для каждого из литературных родов и жанров можно установить наиболее типичные системы С., а также — в результате взаимодействия жанров — смешанные и переходные их системы. Особенно четко противостоят друг другу системы С. драмы и эпоса (романа): в первой обычна — об отклонениях см. ниже — одна доминирующая система С., притом С. как правило действенных, и лишь в качестве тормозящих действие моментов и в развязке выступают С. статические: эти особенности драматической системы С. были формулированы в учении об единстве действия. Напротив, для эпоса (романа) обычно соединение нескольких систем С., объединяемых пространственно или хронологически; при этом, широко вводя элементы описания, эпос (роман) необходимо перемежает С. действенные с С. статическими; эти особенности системы С. в эпосе (и романе) вызывали неоднократно повторявшиеся попытки разложить то или иное эпическое произведение на более мелкие единицы (теория гомеровского эпоса Вольфа, теория «кантилен» в применении к средневековому эпосу, теория новеллистической композиции романа). Разумеется между типическими системами С. обоих поэтических родов возможны многочисленнее переходные системы.

Наконец не следует забывать, что С. в своем историческом существовании не остается однотипной и однообразной; напротив, в каждый новый период развития искусства С. приобретает особые, выражающие специфические черты данного стиля, свойства. Так напр. в драме логически ясные, последовательные, примитивные ситутации Эсхила («Просительницы», «Скованный Прометей») сменяются психологически завуалированными и композиционно усложненными ситуациями Софокла и особенно Эврипида («Царь Эдип», «Алкеста» и др.).

В античной трагедии в целом смена С. определяется роком, господствующим над смертными: герой постоянно оказывается ввергнутым в трагическую С. не в результате своих поступков, но в результате тяготеющей над людьми и богами судьбы.

С. средневековой мистерии отличались величайшей композиционной раздробленностью, отражающей компилятивный принцип создания мистерии; разрешение коллизии не вытекало из С., но осуществлялось путем вмешательства божества (развязки мираклей). Фарсовая С. имела в своей основе, как и сам фарс, одно или несколько анекдотических событий (фарс о чане, «Адвокат Патлен»). Подобная С. строилась на принципе неожиданного завершения коллизий, и тем самым на нарушении общепринятых норм поведения.

В спектаклях commedia dell’arte анекдотическая непредвиденность С. — полная случайность и алогичность их связи — достигала наивысшей степени. Новая С. рождалась тут же на сцене — в момент импровизации комедианта, на обязанности к-рого лежало подчинение всех импровизационных С. сценарной схеме спектакля.

Если фарсовая система С. определяла собою в известной степени характер С. импровизационного театра, то раздробленные, мистериальные С. оказали существенное влияние на динамику чередования ситуаций в трагедиях драматургов Елизаветинского периода. Классический театр XVI—XVIIвв. полностью уничтожил дробные, эпизодические, обособленно существующие С., сковав их в очень последовательную цепь событий, составляющих собою абсолютное единство действия.

Бытовой буржуазный театр, добиваясь иллюзорности показываемых со сценических подмостков событий, создавал подчеркнуто будничные С., не допуская в них ничего, нарушающего нормальный ход событий. В противовес этому С. романтич. театра строились на эффекте остро неожиданном и преувеличенном. В искусстве импрессионизма, неспособном показать явление в его закономерности и социальной координированности, С. обособляется и приобретает самодовлеющее значение: художник-импрессионист ограничивается лишь изображением смены переживаний, пробуждаемых единичной, вырванной из потока явлений, фиксируемой в статике С. (драма Метерлинка).

Система С. в советской литературе и драматургии, правдиво отражая реальную действительность, убеждает в закономерности развиваемых событий.

Источник: Литературная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ситуация — Ситуа́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  2. ситуация — -и, ж. 1. Совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение. Политическая ситуация. Революционная ситуация. □ Подполковник пространно разъяснял ей ситуацию, сложившуюся на фронте. Казакевич, Весна на Одере. Малый академический словарь
  3. СИТУАЦИЯ — СИТУАЦИЯ (нем. Situation) – понятие, введенное Ясперсом [ЯСПЕРС]и получившее распространение в экзистенциализме [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ], философии жизни [ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ], феноменологии. Новая философская энциклопедия
  4. СИТУАЦИЯ — СИТУАЦИЯ (от лат. situatio — положение, обстановка) — англ. situation; нем. Situation. 1. Совокупность обстоятельств, положение, обстановка. 2. Совокупность внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредствующих его активность. 3. см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ. Социологический словарь
  5. ситуация — орф. ситуация, -и Орфографический словарь Лопатина
  6. ситуация — 1. Контекст речи, т.е. те условия (обстоятельства, цель и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание. 2. Материальные и/или идеальные объекты и отношения между ними. 3. Конкретная или абстрактная действительность, описываемая высказыванием. Толковый переводоведческий словарь
  7. ситуация — 1) Объективный экстралингвистический фактор текстообразования. Фрагмент реальной или вымышленной действительности, который отражен в тексте. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  8. ситуация — СИТУАЦИЯ - картографическая ситуация. Совокупность ориентиров на карте, позволяющая составить представление об особенностях конкретного участка местности. - параллельная ситуация. Словарь спортивных терминов
  9. ситуация — СИТУАЦИЯ и, ж. situation f. 1. устар. Местоположение, расположение. БАС-1. Ситуация Сатурнова. 1707. АК 3 145. Имею указ .. от двора, чтобы приискать одного архитекта, который бы знал положение и размер не токмо что палат... Словарь галлицизмов русского языка
  10. ситуация — Условия, в которых осуществляется акт речи, оказывающие влияние на высказывание (ср. ситуативно-неполное предложение, диалогические неполные предложения в статье неполное предложение). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  11. ситуация — см. >> положение Словарь синонимов Абрамова
  12. ситуация — (иноск.) — данные условия, положение Ср. Situation — положение. Ср. Situatio, situs, положение страны (sistere — ставить). См. конвенансы. Фразеологический словарь Михельсона
  13. ситуация — сущ., ж., употр. часто (нет) чего? ситуации, чему? ситуации, (вижу) что? ситуацию, чем? ситуацией, о чём? о ситуации; мн. что? ситуации, (нет) чего? ситуаций, чему? ситуациям, (вижу) что? ситуации, чем? ситуациями, о чём? о ситуациях... Толковый словарь Дмитриева
  14. ситуация — Заимств. в начале XIII в. из польск. яз. где situacja < ср.-лат. situatio «положение». Этимологический словарь Шанского
  15. ситуация — СИТУАЦИЯ -и; ж. [франц. situation] 1. Обстановка, положение, возникшие на основе стечения, совокупности каких-л. условий и обстоятельств. Политическая с. Революционная с. Аварийная с. Кризисная с. Конфликтная с. Безвыходная, тупиковая с. Благоприятная... Толковый словарь Кузнецова
  16. ситуация — СИТУАЦИЯ, и, ж. Совокупность обстоятельств, положение, обстановка. Острая с. Благоприятная с. Вот с.! (о трудном, запутанном положении; разг.). | прил. ситуационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  17. ситуация — СИТУ’АЦИЯ, ситуации, ·жен. (от ·лат. situs — положение, расположение). 1. Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение (·книж. ). Революционная ситуация в колониальных странах. Толковый словарь Ушакова
  18. ситуация — СИТУАЦИЯ ж. франц. землемерное: местность, видоположенье, местоположенье; ситуационная съемка, не один только обмер и очерк земель, а показание на чертеже, условными знаками, гор, долин, оврагов, болот, пашен, лесов, по роду их и пр. Толковый словарь Даля
  19. ситуация — Ситуации, ж. [от латин. situs – положение, расположение]. 1. Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение (книжн.). Выгодная ситуация. 2. Местоположение, расположение (книжн. устар., геодез.). Большой словарь иностранных слов
  20. СИТУАЦИЯ — СИТУАЦИЯ (от средневекового лат. situatio — положение) — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Большой энциклопедический словарь
  21. ситуация — ситуа́ция начиная с 1718 г. (Христиани 23). Через польск. sytuacja из ср.-лат. situātiō "положение" (Смирнов 277). Этимологический словарь Макса Фасмера
  22. ситуация — ситуация ж. 1. устар. Местоположение, расположение. 2. перен. Обстановка, положение, создавшиеся в результате стечения каких-либо обстоятельств. Толковый словарь Ефремовой