Аполлон

• Apollo, Ἀπόλλων

сын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog. 918. Ноm. Il. 1, 21, 36. У Гомера и Гесиода не указывается место рождения А.; а по гимну к А. Делосскому, он родился на острове Делос у подошвы горы Кинфа (Δήλιος, Κύνθιος) вместе с Артемидой; здесь мать их, Лето, преследуемая ревнивой Герой, нашла себе наконец безопасное убежище. А. пречистый (Φοῖβος) есть бог блага и порядка; он охранитель закона, всего доброго и прекрасного в природе и в человеческой жизни. Он объявляет людям волю Зевса, правителя мира и высшего покровителя всякой законности, с которым А. связан самым тесным образом; он же наблюдает за исполнением воли Зевса. Кто противится Зевсову закону, того карает гнев А.; стрелами своими, летающими с серебряного лука, он, издали попадающий в цель (έκηβόλος, ἔκάτος, έκάεργος, ἀργυρότοξος, κλυτότοξος, arcipotens, arcitenens), поражает ослушника смертью. Это испытали на себе Алоады (От и Ефиальт), гордая Ниоба со своими детьми и греки в лагере под Троей (Ноm. Il. 1). Но как, с одной стороны, А. — бог губитель (Ἀπόλλων от απόλλυμι?), посылающий смерть, мор, повальные болезни, так, с другой — он же дает благоденствие и спасает от бед (άλεξίκακος, ἀκέσιος, σωτήρ, Παιήων, Παιών, Παιάν, medicus), он дарует силу для победы. Из этого его свойства можно объяснять и его значение как покровителя стад; он дает стадам обильный приплод и отвращает от них падежи и волков (λυκοκτόνος). Он — сам пастух и пасет стада Адмета и Лаомедонта. Il. 1, 766. 21, 448. Как вестник воли Зевса, он бог предсказаний и оракулов. От его ясного, провидящего взора ничто не скрыто, но изречения его часто темны для ограниченного человеческого ума, поэтому А. называется Λοξίας, темный. Знаменитейшее из мест, где он дает предсказания — Дельфы или Пифо (поэтому он Πόθιος); он завладел этим местом вскоре после своего рождения, поразив дракона Пифона. Нутп. in Apoll. Pyth. 104. 282 слл. Прежде этот оракул принадлежал Гее (и Посейдону) и — после нее — Фемиде. Aeschyl. Eum. 1. слл. Аполлоновские оракулы находились также в Абахе в Фокиде. близ Фив на Йемене, на источнике Тильфоссе в Беотии, в Кларе близ Колофона, в Дидимах близ Милета и т. д. (Ἀβαῖος, Ίσμήνιος, Κλάριος, Θυμβραῖος, Παταρεύς). Аполлоновы пророчественные изречения имели сильнейшее влияние на общественные дела греков, на их государственные учреждения, на расселение племен и основание колоний; он основатель городов и предводитель колоний (ἀρχηγέτης, κτίστης), охранитель городов и улиц (ἀγυιεύς); он сам выстроил стены Трои (Il. 7, 452) и Мегар (см. Alcathous, Алкафой). Всеведущий бог, объявляющий божественную волю, владеет также даром поэзии, пения, музыки. У Гомера (Il. 1, 603) он во время пира богов играет на форминге, а Музы сопровождают его игру своим пением, но здесь он не является еще богом пения. Впоследствии А. представляется богом всех изящных искусств и предводителем Муз (Μουσαγέτης). Со всевидящим богом Гелием всеведающий светлый (Ιύκειος) Феб А. был отождествлен лишь в поздние сравнительно времена. А. был одним из верховных богов у греков; культ его был распространен повсеместно и имел чрезвычайно значительное влияние на греческую образованность; но особенно высоко чтили А. доряне. Главными местами почитания А. были: Темпейская долина, Дельфы, откуда служение ему распространилось по Беотии и далее, Крит, Делос, малоазиатское побережье. Аполлоновские праздники падают большей частью на весенние месяцы; в это время года во многих местах совершались в честь А. праздники очищения и искупления; таков у афинян и вообще у ионян был праздник Θαργήλια. Пифийские игры, в которых принимала участие вся Греция, происходили обыкновенно поздним летом каждые 4 года. На мысе Акции, Actium, где Α. Ἄκτιος имел храм, построенный, по преданию, аргонавтами, каждые 3 года совершалось празднество с состязаниями, происходившими на суше и на море; со временем Августа это празднество (Ἄκτια, Actia, Actiaca) справлялось с особенным великолепием каждые 5 лет. Очень многочисленно, по мифологии, было потомство Α.; сыновьями его назывались преимущественно пророки, певцы и герои, основатели тех городов, где его особенно почитали. Ему посвящены были, кроме других животных, лебедь и волк, из растений оливковое дерево, пальма, лавр. Что касается последнего, то известно сказание о том, как нимфа Дафна, преследуемая влюбленным в нее А., превратилась в лавровое дерево (δάφνη). Ov. met. 1, 452 слл. Пластическое искусство представляет А. прекраснокудрым (Ἀκερσεκόμης), сильным юношей, стройным, высоким, с гордыми, ясными чертами лица. Самая древняя из сохранившихся статуй найдена около Теней в Пелопоннесе (н. находится в Мюнхене), а самая знаменитая — это А. Бельведерский в Ватикане; он изображен здесь с эгидой, которую держит пред собою, распространяя ее страх и смятение среди своих врагов (в том же приблизительно положении, как в Il. 15, 318). Голова А., соответствующая А. Бельведерскому, прежде находилась в собрании Джустиниани, а ныне составляет собственность графа Pourtalès-Gorgier. Статуя из Пио-Клементинского собрания представляет А. Мусагета в длинном ионическом одеянии аедов. К римлянам почитание А. перешло от греков. Уже во времена царей, как говорят, римляне вопрошали дельфийского оракула: в 432 г. до Р. X. А. построен был первый храм в Риме; здесь этот бог чествовался как A. medicus, как бог, спасающий от мора; именно эта сторона представления о божестве всего более и выступает в почитании А. у римлян. Во 2-ю Пуническую войну в честь его установлены были Аполлоновы игры (Ludi Apollinares, см. Ludi, Игры). Август, особенно высоко чтивший этого бога, дал новое устройство столетним играм (ludi saeculares), перенеся часть чествования, принадлежавшего прежде Плутону и Прозерпине, на А. и Диану.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. аполлон — орф. аполлон, -а (бабочка) Орфографический словарь Лопатина
  2. АПОЛЛОН — (Άπόλλων) в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические черты до-греческого и малоазийского развития (отсюда разнообразие его функций — как губительных... Мифологическая энциклопедия
  3. Аполлон — I Аполло́н в древнегреческой и древнеримской мифологиях и религиях божество; один из наиболее сложных мифологических образов. Вероятно, культ А. проник из М. Азии в Грецию, а оттуда в Рим (в «Илиаде» А. покровительствует троянцам). Первоначально... Большая советская энциклопедия
  4. Аполлон — 1) Астероид 1862 диаметром 1,4 км, открытый К. Рейнмутом в 1932 г. Представляет собой прототип астероидной группы Аполлона, чьи орбиты пересекают орбиту Земли. Большой астрономический словарь
  5. аполлон — I. бог солнца, поэзии, пения, изобретатель лиры Ср. Как знать, и мне быть может, Печать свою наложит Небесный Аполлон. А.С. Пушкин. Городок. См. феб. См. печать. II. Аполлон (Бельведерский) иноск. Фразеологический словарь Михельсона
  6. аполлон — см. >> Бог Словарь синонимов Абрамова
  7. Аполлон — Аполлон (Феб) (миф.) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  8. Аполлон — Иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Издавался в Петербурге в 1909-17; редактор С. Художественная энциклопедия
  9. Аполлон — орф. I Аполлон, -а (мифол.; о красивом мужчине) II Аполлон, муж. имя (Аполлонович, Аполлоновна) Орфографический словарь Лопатина
  10. Аполлон — А, муж. Отч.: Аполлонович, Аполлоновна; разг. Аполлоныч. Производные: Аполлонушка; Аполоша; Апола (Аполя); Поля; Аля. Происхождение: (В античной мифологии: Аполлон — бог солнца, мудрости, искусства. Предположительно от греч. apollymi — губить. Словарь личных имен
  11. Аполлон — (греч. Apollon) по древнегреческой мифологии — бог Солнца, мудрости, покровитель искусств. Колоннада Аполлона (арх. Ч. Камерон) установлена в парке Павловского дворца, скульптура выполнена Ф. Г. Гордеевым по античной модели. В римской традиции — ГЕЛИОС. Архитектурный словарь
  12. АПОЛЛОН — ('Apollon) — в древнегреческой мифологии бог солнца и света (Феб), мудрости (Дельфийский оракул А.), искусства (предводитель муз). Сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Культ А. носил панэллинский характер. ===== Лит.: Kerényi K., Apollon. Советская историческая энциклопедия
  13. аполлон — АПОЛЛОН -а; м. [греч. Apollōn]. 1. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: сын Зевса, бог солнца, покровитель искусств (изображается прекрасным златоволосым юношей с венком на голове и луком или кифарой). 2. Разг. Толковый словарь Кузнецова
  14. аполлон — 1. аполлон м. Крупная бабочка семейства парусников с чёрными и красными пятнами на белых крыльях. 2. Аполлон I м. 1. Сын Зевса, бог Солнца (в древнегреческой мифологии). || Покровитель искусств, а в поэтической речи XIX в. — покровитель поэзии. Толковый словарь Ефремовой
  15. аполлон — I. [гр.] – 1) в древнегреческой мифологии – бог солнца, покровитель искусств, бог предсказаний (другое название – Феб); 2) * красавец; 3) Аполлон Бельведерский – античная статуя Аполлона, хранящаяся в Бельведере Ватикана II. [от соб. гр. Большой словарь иностранных слов
  16. АПОЛЛОН — АПОЛЛОН — бабочка семейства парусников. Крылья в размахе 7-9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Зап. Сибири. Во многих странах охраняется. В Красной книге. Большой энциклопедический словарь
  17. Аполлон — Имя многих знаменитых греческих риторов и грамматиков. — А. Дискол (серьезный, строгий исследователь) из Александрии, жил во второй половине II-го века после Р. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона