Отпущение раба

• Manumissio

т. е. е manu missio. Отпущение господином на волю раба производилось или торжественно, именно:

a) vindictâ, основанной на фиктивной жалобе другого лица, Assertor, утверждающего, что отпускаемый на волю не раб, а свободный человек, in libertatem vindicatio, перед магистратом, где господин и отпускал раба (Liv. 41, 9);

b) censu, когда господин поручал внести своего раба, отпускаемого на волю, в ценсорский список, как гражданина (Cic. de or. 1, 40);

c) testamento, когда О. на волю было постановлено завещанием господина; или не торжественно, т. е. раб объявлялся свободным частным образом и именно: inter amicos, в присутствии друзей как свидетелей, или per epistolam, т. е. посредством письменного заявления, или per mensam, когда господин приглашал раба к своему столу, или же на смертном одре. Император Константин ввел О. на волю в церкви перед народом. Торжественная форма отпущения давала рабу вместе с тем и право гражданства, неторжественное — только фактическое пользование свободой (in libertate morabantur. Cic. Мil. 12). Право на О. на волю по отношению к господам было первоначально неограниченно, но затем, вследствие злоупотреблений, явилась необходимость в ограничениях; так, зо время Августа в 4 и 8 г. от Р. X., были изданы lex Aelia Sentia и lex Furia Caninia, требовавшие указания на iusta causa manumissionis и т. п. Другие ограничения указаны также в lex Iunia Norbana (см. Latini Iuniani, Колонисты Юния).

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me