Танец

• Όρχηστική, 'όρχησις, Saltatio

у Гомера ὀρχηστύς, что было тесно соединено с игрой на цитре и пением (ὀ., κίθαρις καὶ ἀοιδὴ, Il. 13, 721; μολπή есть общее название того же самого). По большей части танцор и певец было одно и то же лицо и танец обыкновенно сопровождался игрой на цитре, а также мимическими телодвижениями. Гармоническое развитие тела, о котором греки так много заботились, обнаруживалось преимущественно в их орхестике или танцевальном искусстве, которое было сначала исключительно мимикой, т. е. выражением мыслей и чувств посредством телодвижений. Таким образом, Т., вместе с поэзией и музыкой, принадлежали к области изящных искусств и отличались от этих двух видов искусства только средством выражения. Состоя в движениях тела, Т. находятся в тесном отношении с гимнастикой, отличаясь от нее тем, что цель гимнастики — развитие и укрепление тела — в Т. уже предполагается достигнутой, и, основываясь на этом, они имеют целью красоту и изящество движений. Греческое танцевальное искусство, подобно современному балету, состояло преимущественно в движении рук и ног и начало его восходит от отдаленной древности; во времена Гомера оно играет уже важную роль. Ноm. Od. 1, 152. 17, 605. 6, 65. 8, 261 слл. Il. 13, 637. 18, 569 слл. 590 слл. Орхестика, как искусство, с течением времени все более и более развивалось, ясные доказательства чему находятся у Лукиана (de salt. 25. 34). Материал для мимического выражения в Т. доставляла обыкновенно мифология (ibid. 37-61. 63. 67. 80. 83). Т. были весьма различны, и Полидевк дает их перечисление (4, 99-105). Крупные виды Т. были: мужские, военные и мирные, затем было множество мелких видов, особенности которых обусловливались местными условиями. Так, Аристоксен у Афенея (1, р. 22 В.) называет Т. лаконские, трэзенские, епизефирские, критские, ионийские, мантинейские; эти, конечно, в свою очередь, имели несколько различных подразделений. Т. применялись:

1. как воспитательное средство, именно у спартанцев, эфебы которых, по Лукиану (de salt. 10), οὐ μεῖον ὀρχεῖσθαι 'ή ὀπλομαχεῖν μανθάνουσιν;

2. в общественной жизни, преимущественно на пирах, где зрителей занимали Т. профессиональные танцоры, занимавшиеся Т. как ремеслом, а не искусством, т. к. мало-помалу образовался предрассудок, осуждавший публичные Т. Танцы не составляли также принадлежности народного гулянья. Hdt. 6, 129. Хеn. Hiero. 6, 2. Увлечение Т. считалось признаком нескромности. Athen. 4, р. 134 А. Совместные Т. взрослых лиц обоего пола были также не в обычае. Римляне еще строже смотрели на Т. в общественной жизни. Cic. Mur. 6. Cic. Deiot. 9. Macrob. sat. 2, 10. Sall. Cat. 26. Corn. Nep. praef. и Epam. 1. Напротив, 3) религиозные Т. были необходимою принадлежностью культа и вместе со светскими Т. составляли существенную часть многочисленных праздников. Религиозные Т., простые и хороводами вокруг алтаря, были особенно употребительны на праздниках Диониса и Аполлона на острове Делос. Хороводы, за исключением вакхических и пляски корибаитов, состояли в медленных ритмических движениях. Такой хоровой Т. на острове Делос назывался γέρανоς и исполнялся в честь Тесея по лабиринту. Athen. 10, 424. С. Plut. Thes. 21. Военные Т., бывшие в особенном употреблении в дорических государствах, преимущественно в Спарте, имели более оживленный характер. Исполнялись они преимущественно на празднике гимнопедии. Важнейший военный Т. назывался πυρρίχη (см. Пирриха). Военные Т. существовали также у других народов, напр., фракийцев, миссян, персов, пафлагонцев и особенно фессалийцев. На пирах также исполнялись военные Т. для развлечения гостей. Хеп. conv. 2, 11. Платон обозначает все рода военных Т. именем πυρρίχη (legg. 7, 816 В. С.), так же как все мирные Т. он называет ἐμμέλεια (см. Эммелия). Эти последние были весьма разнообразны, и в число их входили театральные Т. Некоторые из них перечислены у Поллукса (4, 99. 105) и Афинея (1, 20 Е. 15, 631 А.). ср. Hdt. 6, 129. Luc. de salt. 22. 26. Athen. 14, 629 D. Кроме того, при полевых праздниках происходили различные деревенские Т., имевшие частью мифический, частью ритмический характер. Έπιλήνιος был Т., в котором представлялись все действия, совершаемые при собирании и выжимании винограда. Гимнастический танец назывался βίβασις и состоял в том, что мальчики и девочки подпрыгивали вверх и били себя сзади ногами, причем зрители считали скачки. Т., называвшийся 'όρμος (ожерелье), танцевали вместе девочки и мальчики, составляя из себя кружок (греки таких совместных Т. мальчиков и девочек вообще не одобряли). У римлян танцевальное искусство редко было применяемо помимо театра. Ливий упоминает, что в 209 г. до Р. X. девушки равномерным шагом ходили вокруг жертвенного алтаря. (27, 37). К танцевальному искусству следует причислить и пляску Салиев, как первоначальный вид Saltatio. Horat. Od. 1, 36, 12. 4, 1, 26. Во времена Августа девушки любили ионийские Т. с плавными жестами (ibid. 3, 6, 22), а во времена Империи танцевальное искусство сделало вообще успехи с присоединением к Т. мимики. Vopisc. Aurelian. 6. Но особенного развития достигло танцевальное искусство на театральной сцене. Из числа театральных танцоров пользовались известностью Пилад, отличившийся в важных и патетических трагических Т., и Бафилл, танцор легкого комического Т., жившие оба во времена Августа. На стенных картинах сохранились многочисленные изображения различных Т. Кроме Рима и Греции танцевальное искусство было развито в Испании и на Востоке. Из Гадеса приезжали в Рим искусные танцовщицы, которые привлекали на свои представления многих посетителей (Mart. 14, 203. Juv. 11, 162). Со времени Александра Великого греческие Т. перенесены были на Восток, по крайней мере они, несомненно, были в употреблении в Сирии при дворе Селевкидов и в Египте при дворе Птолемеев.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Танец — (польский taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Большая советская энциклопедия
  2. танец — -нца, м. 1. Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью ритмической смены выразительных положений человеческого тела. История танца. Теория танца. □ — Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан. Малый академический словарь
  3. Танец — (польск. taniec, от нем. Tanz) — вид иск-ва, основанный на выразительности ритмич. движения и пластики человеческого тела. Т. организован в пространстве и времени в единую композицию; танц. Музыкальная энциклопедия
  4. танец — орф. танец, танца, тв. танцем, р. мн. танцев Орфографический словарь Лопатина
  5. танец — Та́нец/. Морфемно-орфографический словарь
  6. танец — Франкское – dancon (тянуть, выстраиваться в линию, вытягиваться). Старофранцузское – dander (танцевать). Французское – danser (танцевать). Немецкое – tanzen (танцевать), Tanz (танец). Польское – tanc (танец). Этимологический словарь Семёнова
  7. танец — ТАНЕЦ I. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. II. - обязательный... Словарь спортивных терминов
  8. танец — Пляска, вертеж Пуститься в пляс, вприсядку Словарь синонимов Абрамова
  9. танец — сущ., м., употр. часто (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах... Толковый словарь Дмитриева
  10. танец — Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где taniec < ср.-в.-нем. tanz «танец». Этимологический словарь Шанского
  11. танец — Беззаботный, безыскусственный, бесстрастный, бодрый, бойкий, бравый, буйный, быстрый, вдохновенный, великолепный, веселый, выразительный, вялый, головокружительный, горячий, грациозный, грубый, дивный, дикий, жизнерадостный, задорный, задушевный... Словарь эпитетов русского языка
  12. танец — • Вдохновенный (Полонский). • Дикий (Городецкий). • Необузданный (Серафимович). • Радостный (Серафимович). • Размеренно-радостный (Брюсов). Словарь литературных эпитетов
  13. танец — ТАНЕЦ, нца, м. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. Т. вальс. Толковый словарь Ожегова
  14. танец — Т’АНЕЦ, танца, ·муж. (от ·нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Толковый словарь Ушакова
  15. танец — ТАНЕЦ -нца; м. [нем. Tanz] 1. только ед. Вид искусства, в котором художественный образ создаётся средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. Классический т. Искусство танца. Теория танца. Мастерство танца. Толковый словарь Кузнецова
  16. танец — Заимствование из немецкого, где находим Tanz – "танец". Этимологический словарь Крылова
  17. танец — См. танцевать Толковый словарь Даля
  18. Танец — (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои национальные традиции танца. Словарь по культурологии
  19. танец — танец I м. 1. Вид искусства, художественный образ в котором создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела. 2. Ряд телодвижений, исполняемых в определённом темпе и ритме в такт музыке. Толковый словарь Ефремовой
  20. танец — та́нец род. п. -нца, уже у Котошихина (Христиани 50), диал. тано́к, род п. -нка́ "хоровод", южн., зап., моск. (Даль), курск., орл., тульск., калужск. (РФВ 49, 335; ИОРЯС 3, 891), укр. та́нець, блр. та́нец. Через польск. tаniес, род. п. -ńса из ср.-в.-н. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. Танец — О Т., как особом виде искусства, см. Хореография; об общем значении Т. см. Пляска (см.). Простейшую форму Т. для отогнания или умилостивления демонов представляет австралийский Т. вокруг деревянного идола. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона