Эпикур

• Epicūrus, Έπίκουρος

основатель названной по его имени эпикурейской философии или школы эпикурейцев (Epicurei, Έπικούρειοι), из аттического дема Гаргетта, родился в 342 г. до Р. X., отправился с отцом своим Неоклом и другими колонистами на Самос, но 18-ти лет, в то время как Аристотель жил в Халкиде, вернулся в Афины, где продолжал изучение философии Демокрита и вращался в обществе платоников Ксенократа и Теофраста. В качестве учителя философской системы выступил он впервые в Милитене на острове Лесбос и в Лампсаке в Малой Азии и продолжал это дело в Афинах, начиная с 36 года своей жизни: он вел простой и умеренный образ жизни в купленном им саду, предаваясь научным занятиям. Похвала, высказанная относительно его Цицероном (Cic. fin. 3, 25. bonum, comem et humanum) повторяется и в других свидетельствах древности; когда он умер на 71 году жизни, его сопровождала в могилу редкая любовь и почтение его благодарных учеников. Эти последние образовали между собою критики, совершенно замкнутый союз и были такими верными приверженцами системы своего учителя, что из числа их можно назвать одного только Метродора, который пытался сделать некоторое изменение или дальнейшее развитие системы, что, впрочем, было результатом его природы и характера. Учение Э. стоит в некоторой противоположности с учение стоиков; последнее признавало одно только понятие существующим, а внешнее явление кажущимся; Э., напротив, всякую достоверность ставить в зависимость от чувственного восприятия, а это последнее основывается, по его воззрению, на ощущении; таким образом, он возобновил, в сущности, учение киренейцев (см. Aristippus, Аристипп) и обработав его более научным образом. Философия распадается у него на канонику, метафизику, физику и ифику. В первом из этих отделов разъясняет три ступени познания: ощущение ἄισθησις, представление πρόληψις, и мнение, δόξα. Внутренние ощущения или аффекты суть критерии внешней деятельности; аффектов два рода — удовлетворение и страдание; первое зависит от ощущающего, следовательно, положительно, второе — от внешнего влияния, следовательно, отрицательно. Но как в канонике, так и в метафизике он дает лишь скудное количество психологических истин и положений касательно познавания. Наше отношение к познаваемым предметам он представляет себе приблизительно так: с поверхности вещественных предметов идет постоянный ток, который очень тонок и потому мало заметен для ощущения, т. к. самый предмет пребывает в всегдашнем своем состоянии и не изменяется. Т. к. выделяемое поверхностью — невещественно, то оно, распространяясь необыкновенно быстро через воздух, переходит на нас таким образом, что мы его не замечаем, но все же невольно обнаруживаем наше сочувствие. Если представление не достигает этого само по себе и воспринятое нами изменяется так, что ощущение теряет отчетливость, то происходит ошибка, заблуждение. Это учение находится в связи с учением об атомах Левкиппа и Демокрита и не развивает его существенно. Атомы, по учению Э., не обладают никакими свойствами, кроме формы, веса и величины, они не изменяются, в то время как все качества подвержены изменениям. Эти последние составляют противоположность атомам — пустому. Легко понять влияние этого учения на объяснение миросоздания, его происхождения и управления; телеологические взгляды стоиков, особенно мудрость творца в плане и конечной цели миросоздания, — все это совершенно отбрасывается, и все определяется внешней, случайной группировкой атомов. Душа представляется Э. состоящей из самых тонких и круглых атомов: она еще менее вещественна нежели огонь; она есть тонкий дух, распространенный, рассеянный (παρεσπαρμένον) по всей системе тела, и от нее зависит частью теплота последнего. Наконец, в его ифике является исходной точкой принцип ощущения, по крайней мере касательно наслаждения, абсолютной удовлетворенности, между тем как стоики развивали свое учение из того же принципа, только в противоположном направлении абсолютного лишения. Он возводил поэтому, как киренейцы, ηδονή или удовольствие, чувственное довольство в принцип, руководящий действиями человека, и советовал обращать внимание на то, какая из различных форм наслаждения самая прочная и удовлетворяющая. Он домогался блаженства, счастья, доставляемого разумом; по его убеждению, предпочтительнее быть несчастным при разуме (εὐλογίστως ἀτυχεῖν), чем счастливым без разума (ἀλογίστως εὐτυχεῖν). Свобода от страха и страсти (αταραξία) и возможность не быть обремененным трудом (ἀπονία) равносильна самым высоким удовольствиям (κατά στηματι καὶ ήδοναί). Поэтому боги представлялись ему идеалами блаженной жизни, которые, естественно, не заботились о том, что может нарушить или смутить их блаженство, и обитают поэтому в междумировых пространствах, куда не проникают ни земные беспокойства, ни буря, ни дождь. Существо их неразрушимо (ἄφθαρτον), их знание несомненно ('εναργής). Хотя Э. оставил много сочинений, но они до нас не дошли, и мы знаем его систему лишь в недостаточном изображении Диогена Лаэртского, который сохранил для нас завещание Э., 3 письма и 44 нравоучительных изречения (κύριαι или 'ρηταὶ δόξαι); найденные в Геркуланее отрывки из его главного труда (περὶ φύσεως; в 37 кн.) также дают мало указаний и разъяснений (изд. J. С. Orelli, Lpz., 1818). Письма по физике и метеорологии издал Schneider (Lpz., 1813). Физику Э. передал нам римлянин Лукреций в превосходном дидактическом стихотворении. Несомненное свидетельство о его ифических воззрениях дает Sen. de vit. beat. 12 и 13; одни только враги Э. изображают его сластолюбцем.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Эпикур — (Epíkuros) (342—341 до н. э., о. Самос, — 271—270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу («Сад» Э. — см. Эпикуреизм). Из большого наследия... Большая советская энциклопедия
  2. ЭПИКУР — ЭПИКУР (Ἐπίκουρος) (341/342 – 271/270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма [ЭПИКУРЕИЗМ] – философского учения, популярного в Античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Родился на о.Самос в семье афинянина. Новая философская энциклопедия
  3. эпикур — Любитель еды и вина *** Кулинарный словарь
  4. ЭПИКУР — ('Epixoyros) (341-270 до н. э.) — др.-греч. философ-материалист. Род. на о. Самос в семье школьного учителя. Ок. 309 начал учить философии в Колофоне, Митилене, Лампсаке. Советская историческая энциклопедия
  5. Эпикур — (Эпикорос) Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением счастья считал земные наслаждения. Энциклопедия иудаизма
  6. эпикур — ЭПИКУР а, м. épicure m. Ученик Эпикура; эпикуреец. Знаю еще разсуждения епикуров всех, что мы самая малая и тонкая пыль в воздухе. Кантемир Письмо 9. // К. 1868 2 85. Епикуры бо роскошное житие похваляют, а прочие философы житие добре любят. Апофегм. 79. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Эпикур — орф. Эпикур, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. ЭПИКУР — (341-270 до н. э.) — древнегреч. философ. Разделял атомистическое учение Демокрита о душе с определенными поправками, которые касались возможности самопроизвольного отклонения атомов. Соответственно... Большой психологический словарь
  9. ЭПИКУР — ЭПИКУР (341-270 до н.э.) — древнегреческий философ-моралист эпохи эллинизма, афинянин по происхождению. Основатель (306 до н.э.) оригинальной философской школы «Сад Э.». Написал около 300 сочинений. Новейший философский словарь
  10. ЭПИКУР — ЭПИКУР (341-270 до н. э.) — древнегреческий философ. С 306 — в Афинах, основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе) — канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. Большой энциклопедический словарь
  11. Эпикур — Эпикур (341—270 до н. э.), древнегреческий философ. С 306 в Афинах, где основал философскую школу («Сад Эпикура»). Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. Большая биографическая энциклопедия
  12. Эпикур — Создатель одного из значительнейших нравственных учений древности и основатель одной из главнейших афинских философских школ, которая носит его имя. Он был сын афинянина Неокла и родился в 342 г. до Р. Хр. на о-ве Самосе. Мы мало знаем о его молодости. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона