Янус

• Ianus

1. один из важнейших римских богов, которому нет соответствующего в греческой мифологии. Это был бог входов и проходов, дверей и ворот, под защитой которого каждый входил в дом или город и выходил из них. Поэтому он имел в руке ключ, которым запирал и отворял дверь (claviger, clusius, patulcius), и папку или жезл, как рабы стерегущие двери домов. Его изображения, помещавшиеся у дверей и в проходах, имели два лица, обращенных в противоположные стороны, из которых одно смотрело наружу, другое внутрь (geminus, bifrons, biceps). Но он не только бог входа в смысле места, но и в отношении ко времени и всякой деятельности, бог начала и начинания в обширнейшем смысле. Его силой всякая вещь и всякое дело при своем начале получает освящение и через это счастливое продолжение и преуспевание, т. к. хороший исход основан на хорошем начале. Итак, Я. — бог великого значения, деятельный во всем, который, давая хорошее начало, благословляет предприятие и благоприятствует ему. К Юпитеру, правителю всех судеб, он относится как первый по порядку к высшему. Как бог начала в отношении ко времени, он каждое утро призывался жрецами под именем pater matutinus (Horat. Sat. 2, 6, 20), потому что он, как привратник неба, открывал поутру ворота Олимпа и запирал их вечером; ему был посвящен первый месяц года (Ianuarius) и первый день года (Kalendae Ianuariae) был его главным праздником. В этот день ему приносили жертвы, состоявшие преимущественно из медовых пирогов (Ianual), воздерживались от всяких слов, предвещающих дурное, приветливо желали друг другу счастья и дарили разные сладости в знак желания, чтобы год прошел в сладком довольстве. Также и первый день каждого месяца был посвящен Я. и ознаменовывался жертвой, состоявшей из вина, фимиама и плодов. Сказание, будто Я. царствовал в Италии ранее Юпитера и Сатурна и основал храмы всем богам, основано также на значении его как бога всякого начала во времени. Его призывали при каждом важном предприятии; консул, вступая в свой должность, просил его благословения; земледелец приносит ему жертву при начале посева и жатвы (consivius); в каждой молитве сперва призывался он, и при больших празднествах в честь богов он получал первую жертву. Особенно торжественное почтение оказывалось этому богу при начале войны, когда войско проходило в поле через открытые ворота, и, вероятно, также при заключении мира. Нума в нижней части расположенного на форуме argiletum'a устроил ianus, т. е. ворота для объявления войны и мира; если они были открыты, то это значило, что государство взялось за оружие; если закрыты — что оно в мире со всеми народами. Liv. 1, 19. Этот ianus был посвящен богу Я., изображение которого там стояло; в позднейшее время он обыкновенно называется храмом, под именем Ianus Geminus, I. Bifrons, I. Quirinus (Hоr. Оd 4, 15, 8) portae belli по Эннию, Горацию (Horat. Sat. 1, 4, 61) и Вергилию (А. 7, 607). Когда решались начать войну, то консул отправлялся к этому храму Я. и отпирал его двойные двери, приглашая юношей, способных носить оружие, пройти с ним сквозь двери (Verg. Aen. 7, 601 и далее). Подобная же церемония совершалась, по-видимому, и по заключении мира, когда двери Я. запирались. О Я. см. Ov. fast, 1, 63 и далее. Таково было значение Я. у римлян. Но первоначально он был бог неба или солнца, вместе с Iana, богиней луны, который обусловливает и распределяет изменение в жизни природы, бог года и времени, ведущий годы, месяцы и дни. Это принимается в особенности ввиду этимологии слова Ianus — Ζὰν — Ζεύς и из сопоставления с Я. этрусского бога предсказаний (ауспиций);

2. крытый проход, арка, состоящая из каменного свода с колоннами и другими украшениями, с 4 воротами и фронтонами, оттуда quadrifrons. Это были или постройки для украшения, или места собрания менял, купцов и др., т. е. род биржи, особенно ad medium Ianum. У Горация (Horat. Sat. 2, 3, 18, ср. 1, 1, 54) упоминается в особенности I. suminus et imus при arcus Fabianus вблизи храма Кастора; кроме того, такие же здания были и в других местах города, особенно в портиках и табернах, окружавших форум. У Ливия (41, 32) мы читаем о 3 iani, воздвигнутых цензором Фульвием Флакком в 175 г. до Р. X. в Синуэссе. Понятно, что пышность этих построек все более возрастала; для них брали паросский и иной дорогой мрамор и украшали их самыми блестящими и роскошными статуями.

Источник: Реальный словарь классических древностей по Любкеру на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Янус — I Я́нус (лат. Janus, от janus — крытый проход и janua — дверь) в древнеримской религии и мифологии бог входов и выходов, дверей и всех начал. Храм... Большая советская энциклопедия
  2. Янус — Небольшой спутник Сатурна, открытый Одуэном Дольфусом в 1966 г., когда система колец планеты при наблюдениях с Земли была видна с ребра. Орбита спутника лежит сразу за основной системой колец, и он коорбитален с Эпиметеем. Большой астрономический словарь
  3. Янус — Янус (спутник Сатурна) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  4. янус — (иноск.) — двуличный; намек на Януса (миф.) с двумя лицами Ср. Находится немало индивидуумов на манер Януса с двумя обликами относительно добра и зла. В потемках... отчего же не сподличать?.. А во сне, при дневном свете, упаси Боже! Н. Макаров. Фразеологический словарь Михельсона
  5. Янус — орф. Янус, -а: двуликий Янус Орфографический словарь Лопатина
  6. ЯНУС — (лат. Janus, от janus — крытый проход и janua — дверь) — в др.-римской религии и мифологии первоначально бог света и солнца, открывающий небесные ворота, позднее бог входов и выходов, дверей, затем божество всех начал. Советская историческая энциклопедия
  7. ЯНУС — (Janus, Janus Pater, от ianua, «двери», «ворота») в римской мифологии бог входов и выходов, дверей (эпитеты: «отпирающий» и «запирающий») и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека, Serv. Verg. Aen. I 292). Мифологическая энциклопедия
  8. ЯНУС — ЯНУС — спутник Сатурна, открыт О. Дольфюсом (A. Dollfus, Франция, 1966). Расстояние от Сатурна 151,5 тыс. км, диаметр ок. 220 км, сидерический период обращения ок. 16,7 ч. ЯНУС — в римской мифологии божество дверей, входа и выхода, затем — всякого начала. Большой энциклопедический словарь
  9. янус — [лат. Janus] – 1) в древнеримской мифологии – божество времени, всякого начала и конца; изображалось с двумя лицами, обращёнными в противоположные стороны; 2) * двуличный человек Большой словарь иностранных слов
  10. янус — 1. янус м. Двуличный человек, который ради конъюнктурных целей изменяет свою позицию или точку зрения на прямо противоположную. 2. Янус I... Толковый словарь Ефремовой
  11. янус — ’ЯНУС. В выражении: двуликий Янус — см. двуликий. Толковый словарь Ушакова