Васнецов Виктор Михайлович

(1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 1926, Москва), живописец, брат А.М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского (1867—68) и в Академии художеств (1868—75). В Москве жил в 1878—85 и с 1891. Близкий друг И.Е. Репина и В.Д. Поленова, Васнецов поселился в Москве по взаимной договорённости с ними и в уверенности обрести здесь богатые источники творческих идей. С начала 1880-х гг. увлекался темами древнерусской истории, образами старинных былин и народных сказок, посещал заседания Общества любителей российской словесности. Участвовал в рисовальных вечерах в домах Репина и Поленовых. Часто бывал в доме П.М. Третьякова, в том числе на устраиваемых там музыкальных вечерах, был близко знаком с семьёй С.И. Мамонтова, принимал деятельное участие в сложившемся вокруг Мамонтова художественном кружке. По эскизам Васнецова сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883) в Абрамцеве — имении Мамонтова. Васнецов встречался с А.И. Хлудовым, собирателем старинных книг и рукописей, высоко ценил декоративную красоту древнерусской «вязи». Вдохновляемый старинным «духом» Москвы, которая, по признанию художника, обостряла в нём интуитивное художественно-историческое чутьё, Васнецов создавал глубоко поэтические произведения, внутренне созвучные напевности древнерусских былин и народных сказок, их героическому и проникновенно-лирическому эмоциональному строю [«После побоища Игоря Святославича с половцами» (Из «Слова о полку Игореве»), 1880; «Алёнушка», 1881; «Богатыри», 1881—98; все — в ГТГ]. Особая достоверность претворения форм народного искусства в сочетании с яркой поэтической образностью и декоративной выразительностью отличала театральные работы Васнецова, впервые воссоздавшего на сцене богатый национальный колорит русской старины [декорации пьесы-сказки А.Н. Островского «Снегурочка» для домашнего спектакля Мамонтовых (1882) и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова (1886), декорации трагедии И.В. Шпажинского «Чародейка» в Малом театре, «Русалки» А.С. Даргомыжского в Частной русской опере Мамонтова, оба — 1884]. По заказу Мамонтова Васнецов написал исторические и сказочные картины «Ковёр-самолёт», «Битва русских со скифами», «Три царевны подземного царства» [1880—81, находились в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, ныне, соответственно, в Нижегородском художественном музее, Государственном Русском музее (Петербург), ГТГ]. В 1883—85 выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея. Характерное для Васнецова сочетание поэтичности и историчности нашло своё развитие в иллюстрациях к поэме «Песня про купца Калашникова» в юбилейном издании сочинений М.Ю. Лермонтова (1891, издательство И.Н. Кушнерова), к «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина (1899, Государственный Литературный музей), особенно цельно выразилось в создании исторического портрета-картины «Иван Грозный» (1897, ГТГ). С 1894 Васнецов жил в доме (3-й Троицкий переулок, 13), выстроенном по собственному проекту в виде рубленого деревянного терема над белёными кирпичными стенами первого этажа (в интерьере — печи по рисункам Васнецова с изразцами по эскизам М.А. Врубеля, мебель в неорусском стиле, ныне Дом-музей В.М. Васнецова). В доме Васнецова бывали М. Горький, А.П. Чехов, В.А. Гиляровский, Ф.И. Шаляпин, Третьяков, Мамонтов, И.И. Левитан, М.В. Нестеров, В.А. Серов, В.И. Суриков, Репин, Поленов, И.С. Остроухов и др. Здесь Васнецов работал над картинами, объединёнными в серию «Поэма семи сказок» (в том числе «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч», обе — 1918, Дом-музей Васнецова). Создал в неорусском стиле эскиз фасада, объединившего постройки Третьяковской галереи (1900—05), а также эскиз дома И.Е. Цветкова на Пречистенской набережной (1901—03), воспроизводящий формы московской архитектуры XVII в. Под прямым влиянием Васнецова сложились «неорусские» постройки Ф.О. Шехтеля и неорусский стиль в московской архитектуре и декоративном искусстве начала XX в. В Доме-музее Васнецова сохранены обстановка, графические работы и архитектурные эскизы Васнецова, фотографии, старинное оружие и др.

Васнецовы похоронены на Введенском кладбище.

Литература: Лобанов В., В. Васнецов в Москве, М., 1961; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В.М. Васнецов, М., 1962.

Е.М. Ивановская, Т.А. Гатова.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Васнецов Виктор Михайлович — (1848-1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75). Член ТПХВ (с 1876; см. Передвижники). Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. Художественная энциклопедия
  2. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович — ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) — российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ("С квартиры на квартиру", 1876) — лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории... Большой энциклопедический словарь