Гиршман Владимир Осипович

(1867—1936, Париж), предприниматель, коллекционер. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Унаследовал от отца небольшую иголочную фабрику (под фирмой «Гиршман С. и Сын») в селе Колюбакино Рузского уезда Московской губернии, превратил её в крупное предприятие по производству иголок всех систем, чулочных спиц, стальных булавок, рыболовных крючков и пр. В 1890-е гг. увлёкся коллекционированием. Основу собрания составляла современная ему русская живопись. Картины и рисунки (около 200 в начале 1900-х гг.) Гиршман приобретал преимущественно на выставках в Москве и Петербурге, а также непосредственно у художников. Среди них работы М.А. Врубеля («Демон»), В.Э. Борисова-Мусатова («Гобелен»), А.Н. Бенуа («Прогулка короля»), А.М. Васнецова («На берегах Днепра»), М.В. Добужинского («Двор», «Уголок Петербурга», «Кукла», «Окно в парикмахерской»), К.А. Коровина («На Кавказе. Сидящие горцы», «На Оке», «В мастерской художника», «Бумажные фонари»), Б.М. Кустодиева («Праздник в деревне»). Особенно высоко Гиршман ценил творчество В.А. Серова и К.А. Сомова, которые были представлены в коллекции наиболее полно. Среди работ Серова были «Крестьянский дворик», «Портрет итальянского певца Франческо Таманьо» и др. Произведений Сомова насчитывалось свыше 80, в том числе «Портрет Н.Ф. Обер», «Поэты», «Пейзаж», «Заросший пруд», «На балконе», «Дама в розовом платье», «Спящая молодая женщина», «Портрет М.А. Кузмина». К жемчужинам собрания относились портреты самого Гиршмана и его жены Г.Л. Гиршман, написанные Добужинским, Серовым, Сомовым. В коллекции находились и некоторые произведения В.И. Сурикова и И.И. Шишкина, миниатюры, портреты конца XVIII — начала XIX вв. работы А.П. Антропова, Н.И. Аргунова, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова, рисунки русских художников, силуэтные изображения. Гиршман собирал также антикварную мебель (наиболее ранние вещи относились к XVI в.). Эта коллекция к 1917 насчитывала 373 предмета; наиболее полно была представлена мебель российских мастеров.

Собрание Гиршмана располагалось в его особняке в Мясницком проезде, д. 6 (не сохранился; ныне на этом месте вестибюль станции метро «Красные ворота»). Дом Гиршмана был одним из центров художественной и артистической Москвы. Здесь бывали многие представители отечественной культуры «серебряного века». В 1906 избран почётным пожизненным членом парижского «Осеннего салона». Субсидировал «Общество свободной эстетики» (существовало в Москве в 1906—17, объединяло поклонников «нового искусства»). Входил в состав комитетов по устройству посмертной выставки произведений Серова (1915, Москва).

После Февральской революции Гиршман вошёл в «Союз деятелей московских художественных хранилищ» (товарищ председателя, в 1918 председатель), который стремился способствовать развитию музейного дела, созданию институтов музееведения. В 1918 в особняке Гиршмана было создано хранилище Музейного фонда. В начале 1919 его коллекция национализирована. В октябре 1919 в особняке открыт Музей мебели, затем экспонаты переведены в Александринский дворец в Нескучном саду, где 2 мая 1921 открыт Музей декоративного искусства, художественной промышленности и быта, ликвидированный в 1926 (мебель передана в ГИМ и Музей изящных искусств, частично — различными учреждениям и культурно-просветительскими организациям). Картины из дома Гиршмана в июне 1920 переданы в Румянцевский музей, при его ликвидации (1924) в основном в Третьяковскую галерею. После 1922 Гиршман эмигрировал во Францию.

Литература: Бенуа А.Н., Мои воспоминания, 2 изд., кн. 4—5, М., 1990; Из альбома Г.Л. Гиршман, «Новый журнал», Нью-Йорк, 1963, кн. 71; Зенц Е.М., История одной коллекции, «Вопросы истории», 1968, № 7; Бабаева Л.М., Из истории национализации московских частных художественных собраний в первые годы советской власти, «История СССР», 1977, № 2.

Н.М. Полунина.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me