Мосолов Николай Семёнович

(1847, Москва — 1914, там же), гравёр, коллекционер. Из дворян. Гравёрному искусству учился в Петербурге у Ф.И. Иордана, с 1864 — в Дрездене у Г. Планера. В 1869 совершенствовался в технике гравюры в Вене, затем в Париже. В 1872 издал 20 листов гравюр с выдающихся произведений Эрмитажа и альбом из 40 гравюр по произведениям Рембрандта из собрания Эрмитажа. Эти работы обратили на себя внимание, Мосолов был избран действительным членом Академии художеств. К 1885 Мосолов выполнил около 200 офортов по произведениям русских и западноевропейских мастеров (всего до конца жизни — около 400). Начало графической коллекции Мосолова было положено его дедом, Николаем Семёновичем, и продолжено отцом, Семёном Николаевичем. Сам Мосолов основное внимание уделял коллекционированию гравюр голландской школы XVII в.; всего в гравёрном собрании Мосолова насчитывалось свыше 2000 листов: 162 листа гравюр нового времени и 1922 — голландской школы, в том числе 211 работ семьи ван Остаде и 371 — Рембрандта. Наряду с гравюрами Мосолов собрал 172 рисунка старых мастеров голландской школы. Всё своё собрание вместе с библиотекой, личным архивом и уцелевшей частью фамильного собрания (в том числе работы К. Дольчи «Голова Христа», «Мадонна», Н. Бергема «Стадо», скульптуры, коллекции японской и китайской бронзы, фарфора, изделий из слоновой кости, копенгагенского фарфора), мебель Мосолов завещал Румянцевскому музею, куда поступило и значительное число гравюр работы самого Мосолова. В Румянцевском музее был создан специальный Мосоловский зал; в 1917 была устроена выставка рисунков голландских художников XVII в. из коллекции Мосолова. В 1923 основная часть коллекций Мосолова перешла в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ имени А.С. Пушкина; сохранилось около 1500 графических листов из собрания Мосолова).

Литература: Некрасов Н.В., Н.С. Мосолов, «Среди коллекционеров», 1921, № 8—9; Мосолов Н.С., в сборнике: Музей, [в.] 3, М., 1982.

Н.М. Полунина.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me