Санковская Екатерина Александровна

(1816, Москва — 1878, там же), артистка балета. Первая танцовщица московской сцены, освоившая предромантический и лирико-романтический стили европейского балета и давшая им национальную окраску. В 1836 окончила Московское театральное училище. Ученица Ф. Гюллень-Сор, по драматическому классу — М.С. Щепкина. С 1826 с успехом выступала не только в балетных, но и драматических спектаклях на сцене Малого театра, вместе с Щепкиным, Л.П. Никулиной-Косицкой, П.С. Мочаловым. С 1835 — в Большом театре. Славу балерине принесло выступление в балете «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера (1837). Танцевала в балетах «Дева Дуная» А. Адана (1838), «Восстание в серале» Т. Лабара (1840), «Морской разбойник» Адана (1841), «Влюблённая баядерка» на музыку Ф. Обера (1841), «Жизель» Адана (1845), «Мечта художника» Ц. Пуни (1849) и др. Последней ролью Санковской стала Эсмеральда в одноименном балете Пуни (1853). Новая танцевальная техника, идеи и образы романтического балета привлекли к искусству Санковской симпатии московской публики. Её танцем восхищались С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен; М.Е. Салтыков-Щедрин назвал Санковскую «душой московского балета». Хрупкая, маленького роста, она акцентировала в своей исполнительской манере лёгкость, изящество, невесомость танца. После ухода Гюллень-Сор из Большого театра Санковская выступила и в качестве постановщика: балеты «Своенравная жена» Адана (1846), «Мечта художника» Пуни (1853). Покинув сцену в 1854, занималась с молодыми танцовщицами, преподавала бальные танцы в гимназии. Давала частные уроки, в том числе в семье купцов Алексеевых. Среди московских адресов Санковской — улица Большая Дмитровка, 8.

Литература: Чернова Н., В Московском балете щепкинской поры, «Советский балет», 1989, № 4.

Н.Ю. Чернова.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна — САНКОВСКАЯ Екатерина Александровна (1816-78) — российская артистка балета. Одна из представительниц романтического балетного театра 30-40-х гг. В. Г. Белинский, А. И. Герцен высоко ценили ее искусство. Большой энциклопедический словарь