Скрябин Александр Николаевич

(1871/72, Москва — 1915, там же), композитор. Родился в семье студента-юриста (впоследствии дипломата) Николая Александровича Скрябина, из старинного дворянского рода, и пианистки, воспитанницы Петербургской консерватории Любови Петровны (урождённой Щетининой). Музыкой занимался с детства. С 1885 начал посещать частный пансион Н.С. Зверева, у которого одновременно учился С.В. Рахманинов. В 1888 состоялось первое публичное выступление Скрябина в Москве в Большом зале Благородного собрания. В 1889, после окончания 2-го Московского кадетского корпуса (в Лефортове), Скрябин переехал на Остоженку (жил там с бабушками). В 1887/88—92 обучался в Московской консерватории по двум специальностям: фортепьяно (класс В.И. Сафонова) и композиция (класс С.И. Танеева). В 1890 перешёл в класс свободного сочинения А.С. Аренского, но не окончил курса. Скрябин много гастролировал как пианист по городам России и за границей. В 1892/93 вышли из печати первые его опусы в издании П.И. Юргенсона; состоялось знакомство Скрябина с М.П. Беляевым — богатым лесопромышленником и меценатом, впоследствии постоянным издателем его сочинений. В 1897 Скрябину была присуждена Глинкинская премия за фортепианные пьесы. В 1898—1903 профессор в Московской консерватории. Жил в Варсонофьевском переулке, в 1898—99 — на Пречистенке, в Обуховском переулке, затем в доме Гирша (впоследствии Титова) на углу Хлебного и Мерзляковского переулков. 12 марта 1899 состоялось первое исполнение симфонической поэмы «Мечты» в 8-м симфоническом собрании Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), 16 марта 1901 — 1-й симфонии, 21 марта 1903 — 2-й симфонии в 10-м симфоническом собрании ИРМО (оба исполнения под управлением Сафонова). Новаторскими стали воплощение Скрябиным в музыке философских концепций и свойственное ему цветовое восприятие звука. С 1900 Скрябин — член Московского философского общества, в которое его ввёл князь С.Н. Трубецкой. В 1903 Скрябин снял дачу в Оболенском близ Москвы, по соседству с Пастернаками. В 1908 Скрябин познакомился с дирижёром С.А. Кусевицким, ставшим одним из выдающихся интерпретаторов симфонических произведений Скрябина, затем — с поэтом и философом Вяч.И. Ивановым. Триумфально прошёл концерт Скрябина 21 февраля 1909 в Москве, на котором были исполнены «Божественная поэма», впервые — «Поэма экстаза» (дирижёр Э.А. Купер), 5-я соната (в авторском исполнении). Выступления Скрябина состоялись в камерном концерте ИРМО, в обществе «Эстетика», в зале Синодального училища церковного пения. В Москве был организован «Кружок скрябинистов», в который вошли К.С. Сараджев, А.Б. Гольденвейзер и др. В 1910 Скрябин поселился в так называемом Княжьем дворе у храма Христа Спасителя. В эти годы он сблизился с критиком Л.Л. Сабанеевым (одним из наиболее горячих его поклонников и пропагандистов в печати) и поэтом Ю. Балтрушайтисом. 2 марта 1911 в Москве состоялось первое исполнение симфонической поэмы «Прометей» (дирижёр Кусевицкий, партия фортепьяно — Скрябин). 10 декабря под управлением Рахманинова исполнены 1-я симфония и фортепианный концерт (солист — Скрябин), 21 февраля 1912 — 7-я соната («Белая месса»). К этому же году относится знакомство Скрябина с литераторами и деятелями театра — К.Д. Бальмонтом, Вс.Э. Мейерхольдом, К.А. Марджанишвили и др. В октябре 1912 Скрябин поселился в Большом Николопесковском переулке, 11. Ныне в этой квартире — Мемориальный музей Скрябина. Первые исполнения Скрябина его 9-й («Чёрная месса») и 10-й сонат в Москве состоялись 30 октября и 12 декабря 1912. Основная творческая идея последнего года жизни Скрябина — создание грандиозной Мистерии — литургии в формах искусства (местом осуществления Мистерии предполагалась Индия). Скрябин приступил вначале к созданию «Предварительного действа». На даче под Москвой близ Подольска Скрябин написал его текст, который был обсуждён с Балтрушайтисом и Вяч. Ивановым и одобрен ими. В 1914 дал концерты в пользу пострадавших от войны. Скрябин скончался от общего заражения крови.

В 1916 по постановлению Городской думы на доме Скрябина была установлена мемориальная доска. В 1922 образовалось Общество друзей Скрябина (председатель Б.Б. Красин, заместитель председателя В.М. Беляев, члены Совета — Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, П.А. Ламм, Н.Я. Мясковский), был открыт музей Скрябина.

Сочинения: Поэма экстаза. Слова и музыка А. Скрябина, Женева, 1906; Записи А.Н. Скрябина, в сборнике: Русские пропилеи, т. 6, М., 1919; Переписка А.Н. Скрябина и М.П. Беляева, 1894—1903, П., 1922; Письма А.Н. Скрябина, М., 1923; Письма, М., 1965.

Литература: Сабанеев Л.Л., Скрябин, 2 изд., М.-П., 1923; Глебов Игорь (Асафьев Б.), Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Альшванг А., А.Н. Скрябин, М.-Л., 1945; Данилевич Л., А.Н. Скрябин, М., 1953; Дельсон В., Скрябин. Очерки жизни и творчества, М., 1971; А.Н. Скрябин (альбом), М., 1979; Бэлза И., А.Н. Скрябин, М., 1987; Рубцова В.В., А.Н. Скрябин, М., 1989.

Э.П. Месхишвили.

Источник: Москва. Энциклопедический справочник на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СКРЯБИН Александр Николаевич — СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72-1915) — российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым "космическим" сферам, идея преобразующей силы искусства. Большой энциклопедический словарь
  2. Скрябин Александр Николаевич — Талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортеп. игры. Главн. произведения... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона