Верди Д. Ф. Ф.

(Verdi) Джузеппе Фортунино Франческо (10 X 1813, Ронколе, пров. Парма — 27 I 1901, Милан) — итал. композитор. Род. в семье крестьянина-трактирщика. Занимался у деревенского органиста П. Байстрокки, позже в Буссето — у Ф. Провези.

Верди Д. Ф. Ф.

С 15 лет преподавал в муз. школе Буссето, играл на органе в гор. соборе, дирижировал оркестром. К этому времени относятся первые сочинения В. — марши, танцы, пьесы для оркестра и солир. инструментов, романсы, церк. музыка. В 1832-35 брал уроки у миланского музыканта В. Лавиньи. Изучал старую итал. музыку, сочинения нем. классиков, совр. оперу. С 1836 В. возглавлял муз. жизнь в Буссето. Он устраивал концерты, занимался с оркестрантами и певцами, дирижировал симф. и дух. оркестрами, а также писал музыку. Среди лучших произв. этих лет — хоры к трагедиям А. Мандзони. Уже в эти годы определилось призвание В. как оперного композитора. Его попытка поставить в Парме в 1837 оперу "Рочестер" потерпела неудачу; через 2 года переработанная опера под назв. "Оберто, граф Сан-Бонифачо" с успехом была исп. в Милане (1839, т-р "Ла Скала"). В этой опере (особенно в её мелодике) заметно влияние В. Беллини и Г. Доницетти, но проступают индивидуальные черты композиторского стиля В.: драм. темперамент, энергия ритмов. Опера "Король на час" (1840, в основу либр. положен франц. фарс "Мнимый Станислав"), создававшаяся в тяжёлое для В. время (смерть жены, а в предшествующие 2 года — дочери и сына), на премьере была освистана. Известность композитору принесла опера "Навуходоносор" ("Набукко", 1841) — первая из историко-героич. опер В., связанных с нац.-освободит. идеями. Центр. место в опере занимают мужеств. хоры, воплощающие образ народа. Несмотря на библейский сюжет, итальянцы услышали в "Набукко" повесть о судьбе своей родины, борющейся за свободу.

Опера "Ломбардцы в первом крестовом походе" (1842), прославляющая боевой дух древней Ломбардии, упрочила известность В. Оперы 40-х гг. — "Ломбардцы", "Эрнани" (1844), "Аттила" (1846), "Макбет" (1847) становятся действенным оружием в борьбе Италии за независимость, вызывали патриотич. манифестации и подвергаются преследованиям австр. цензуры. Народ пел хоры из опер В., столь близкие к революц. нар. песням Италии. В. называли "маэстро итальянской революции". "Битва при Леньяно" (1849), явившаяся откликом на события 1848 года, завершает цикл ранних героич. опер В. Её постановка (1849, Рим) превратилась в нар. торжество. В т-ре, украшенном нац. флагами, присутствовали Дж. Мадзини и поэт-революционер Г. Мамели (на сл. последнего В. написал гимн "Звучи, труба!"). Эстетич. воззрения В. складывались под влиянием итал. революц. романтизма, выдвинувшего идею тесной связи иск-ва с современностью, его доступности народу.

В. привлекали сюжеты большого идейного содержания, насыщенные действием, яркими, контрастными эмоциями; отсюда интерес к Ф. Шиллеру, В. Гюго, У. Шекспиру. По произв. великих драматургов созданы оперы "Эрнани" (по драме Гюго), "Макбет" (по трагедии Шекспира), "Луиза Миллер" (на сюжет трагедии "Коварство и любовь" Шиллера, 1849). Эти в целом ещё незрелые оперы свидетельствовали об упорных поисках композитора. Новые черты проявляются в их мелодике, в характере речитативов, в построении ансамблей, в углублении роли оркестра и, прежде всего, в стремлении к драматургически яркому воплощению сюжета в музыке. Шагом к созданию муз.-психологич. драмы явилась опера "Макбет" — наиболее значит., новаторское сочинение 40-х гг. В. достиг здесь большой выразительности вок. декламации и орк. письма. Уже в "Луизе Миллер" В. поставил перед собой задачу создать образы не исключит. личностей, а обыкновенных людей, что отразилось и на муз. языке оперы, близком к итал. нар. музыке. Эти черты ещё яснее проступают в знаменитой триаде 50-х гг. — "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853), открывающей новый период в творчестве В. Придв. шут, нищая цыганка, падшая женщина становятся героями опер, повествующих о страдании и гибели жертв обществ. несправедливости. Глубоко реалистич. музыка их проникнута страстным, взволнованным гуманизмом. В этих операх выявились лучшие черты творчества В. — горячность чувств, простота и правдивость муз. языка. Песенность их (мелодии насыщены ритмами и интонациями итал. нар. песен и танцев) сочетается с напряжённым драматизмом, динамичностью развития. В. создаёт развёрнутые сцены, где мелодии естественно объединены с напевной декламацией, в стремит. потоке действия рельефно выявляются характеры героев. Задаче реалистического воплощения характеров подчиняется построение либретто (В. участвовал в составлении либретто своих опер), основанных на острых жизненных конфликтах.

На принципе крайних контрастов осн. развитие действия в операх "Риголетто" (по драме "Король забавляется" Гюго) и "Трубадур" (по драме А. Гарсиа Гутьерреса). Обеим операм успех сопутствовал с момента появления на сцене. Иначе сложилась судьба "Травиаты": одна из популярнейших впоследствии опер В. на премьере провалилась. Горячие споры вызвала тема оперы (написана на сюжет пьесы "Дама с камелиями" А. Дюма-сына). Композитору ставилось в вину, что его оперная героиня — женщина, отвергнутая обществом (В. акцентирует это обстоятельство: назв. оперы "La Traviata" по итал. — падшая женщина). Простейшими муз. средствами, в мягких полутонах создан этот правдивый образ. Внимание сосредоточено на внутр. мире героини и трагич. конфликте между её стремлениями и окружающей средой.

В 50-х гг. оперы В. шли во всех крупнейших т-рах Европы. В связи с этим он много путешествовал, подолгу жил в Париже. Работа для парижской сцены оставила значит. след в творчестве композитора. Для т-ра "Гранд-Опера" В. написал оперы "Сицилийская вечерня" (1854), позже "Дон Карлос" (1867), переработал неск. опер. Воздействие жанра большой оперы сказалось на нек-рых произв. В. 50-60-х гг.: "Симон Бокканегра" (1857), "Бал-маскарад" (1859). Отрицат. черты этого жанра — внешняя декоративность, обилие сценич. эффектов наиболее ясно проступают в "Сицилийской вечерне". Вместе с тем В. достиг здесь новой красочной выразительности орк. письма. Дефекты либр. (запутанность интриги) помешали успеху оперы "Симон Бокканегра". Во 2-й ред. (1881) она принесла композитору триумф. В. по-новому подошёл к проблеме воплощения образа народа, сочетая динамизм и яркость массовых сцен с углублённым психологизмом. "Бал-маскарад", продолжая романтич. линию опер "Эрнани", "Трубадур", "Риголетто", несёт печать помпезности большой оперы. Новое в драматургии этого произведения — своеобразное сочетание трагического с элементами комического: комедийные моменты контрастно оттеняют наиболее мрачные ситуации драмы.

На рубеже 50-60-х гг. В. был захвачен политическими событиями. Он принимал активное участие в освободительном движении, закупил на собственные деньги английское оружие для нац. гвардии г. Буссето. Войдя в первый нац. итал. парламент (1861), разработал проект реорганизации музыкальных учреждений, требуя от гос-ва выделения средств на развитие музыкального образования и оперных т-ров.

В 1861 по заказу петерб. Мариинского т-ра В. написал оперу "Сила судьбы" (2-я ред. 1869) и в связи с её пост. дважды посетил Россию (1861, 1862). Несмотря на огромную популярность В. в России, опера не имела успеха.

Верди Д. Ф. Ф.. Рис. 1

Дж. Верди. Отрывок из квартета 3-го действия оперы "Риголетто". Автограф.

В ней проявились недостатки, присущие нек-рым его операм 40-50-х гг., в частности — сложность и запутанность интриги, мелодраматизм.

К наиболее значит. созданиям В. принадлежит опера "Дон Карлос" (по одноим. драме Ф. Шиллера), в к-рой изобличена мрачная сущность католицизма, инквизиции. С большой глубиной раскрывает композитор душевный мир героев. Нек-рая медлительность развития действия, возможно, была причиной неуспеха оперы при первой пост. в Париже. Впоследствии В. сократил партитуру, в 1884 сделал новую ред. (4-актную, с итал. текстом).

"Дон Карлос" во многом подготовил одну из вершин творчества В. — оперу "Аида" (1870, написана по заказу егип. правительства, пост. 1871, Каир), углублённый психологизм к-рой сочетается с монумент. фресковостью, строгая, классически чёткая архитектоника — с новизной и смелостью свободно построенных арий и ансамблей. Элементы жанра большой оперы (развитые ансамбли, развёрнутые массовые сцены, торжественные шествия, балеты) здесь полностью подчинены нац. и индивидуальным особенностям дарования композитора. Чистота линий, своего рода "вокальность" оркестрового письма напоминают об иск-ве старых итальянских мастеров, творения к-рых В. изучал в годы работы над "Аидой". В течение короткого времени эта опера с триумфом обошла все столицы мира.

В 1871 В. создал вдохновенный "Реквием", написанный на смерть писателя-патриота А. Мандзони. Образный, эмоциональный музыкальный язык (психологич. углублённость и в то же время декоративный блеск и красочность) "Реквиема" близок лучшим поздним операм В., в частности "Аиде". Хоры этого монумент. 7-частного произведения сочетают высокое мастерство многоголосного письма с театральной образностью.

После "Реквиема" в творчестве В. наступило длительное затишье, он надолго отошёл от оперного жанра. Образование единого итал. гос-ва не оправдало надежд В., как и мн. др. патриотов. Глубокую горечь у композитора вызвала политич. реакция. Хотя в 1874 В. был введён в состав сената, он решительно отказался от гос. деятельности. В 70-е гг. большую часть времени В. проводил на своей вилле Сант-Агата, занимался сельским хозяйством, помогал крестьянам улучшить их быт, талантливой молодёжи — получить образование.

Опасения внушала В. муз. жизнь Италии: пренебрежит. отношение молодых композиторов к нац. классич. опере, восхваление итал. муз. критиками нем. музыки при игнорировании своих нац. традиций (как особую похвалу "Аиде" критики отмечали влияние на неё музыки Вагнера). Высоко ценя творчество Р. Вагнера, В. в то же время выступал против слепого подражания ему, считал, что каждый народ должен идти своим путём в иск-ве, не отрываясь от родной почвы.

Новый подъём в творчестве композитора наступил в 80-х гг. Опера "Отелло" (1881-86, либр. по драме Шекспира написано А. Бойто) — высшее творч. достижение В. и одно из самых совершенных воплощений шекспировской темы в оперном жанре. Художник-реалист, В. с большой силой раскрыл душевную трагедию героев, выявил развитие их характеров. "Отелло" — реалистич. муз. драма. В. достиг в ней идеального единства музыки, драм. действия и слова. В пределах каждого акта действие развивается непрерывно; кантилена сливается с декламац. эпизодами. Новаторство этой оперы не отрицает, а обновляет традиции итал. муз. т-ра. В "Отелло" В. приблизился к декламац. стилю итал. мастеров 17 в., к старинной итал. речитативной нар. песне. Пост. "Отелло" (1887, т-р "Ла Скала") стала национальным торжеством.

Высоко оценили оперу музыканты других стран, среди них П. И. Чайковский и Э. Григ.

В комич. опере "Фальстаф" (1892, либр. сост. Бойто по 2 пьесам Шекспира: "Виндзорские кумушки" дополнены эпизодами из хроники "Король Генрих IV") В. применил тот же принцип сквозного муз. развития, осуществил реформу оперы-буффа на основе достижений реалистич. муз. драмы 19 в. По неистощимому остроумию, жизнерадостности, цельности и мастерству воплощения эта комич. опера достойная преемница "Севильского цирюльника" Россини.

Последние сочинения В. — "Четыре духовные пьесы" (в 1897 объединены в цикл) сочетают черты хор. стиля Палестрины с новизной и смелостью гармоний "Аиды" и "Отелло".

Творчество В. — высшая точка развития итал. оперы 19 в. Продолжая традиции своих предшественников (Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти), В. насыщал оперные произв. яркими, выразительными вок. мелодиями, удобными для исполнителей и в то же время содержательными, оправданными драматически. Умение создавать выпуклые, запоминающиеся мелодич. образы, метко характеризующие действующее лицо или ситуацию, — одна из самых сильных сторон иск-ва В. как оперного драматурга. Композитор-патриот и демократ, истинный сын народа, В. черпал богатство своего мелодич. языка в итал. нар. песенном творчестве. Вместе с тем, усвоив передовые завоевания разл. совр. ему оперных школ, В. обогатил оркестр, усилил его драматургич. роль, стремясь к единству и непрерывности муз.-драм. целого. Вок. язык его опер становился с точением времени более гибким, тонко дифференцированным в декламац. отношении. Являясь одной из вершин оперного реализма в мировом муз. иск-ве, творчество В. составляет важнейшую часть классич. репертуара всех оперных т-ров.

Основные даты жизни и деятельности

1813. — 10 X. В семье деревенского трактирщика Карло В. в деревне Ронколе род. сын Джузеппе.

1821-22. — Первые уроки музыки у местного церк. органиста П. Байстрокки.

1823. — Переезд в Буссето, занятия музыкой под рук. Ф. Провези.

1828. — Помогая Провези, В. преподает в муз. школе, играет в соборе на органе, дирижирует гор. оркестром. — Первые сочинения, в т. ч. "Безумие Саула" (для голоса с оркестром).

1832. — VI. Поездка в Милан для продолжения муз. образования (на стипендию от Буссето). — Экзамены в консерваторию (не принят по возрасту). — Занятия у профессора В. Лавиньи.

1835. — Возвращение в Буссето.

1836. — II. В. занимает место maestro di musica (после смерти Провези). — 5 V. Женитьба на М. Барецци.

1839. — II. Переезд с семьёй в Милан. — Работа с либр. Т. Солерой над оперой "Оберто". — XI. Заказ от импрессарио Б. Мерелли на 3 оперы.

1840. — 18 VI. Смерть жены.

1842. — 9 III. Премьера оперы "Навуходоносор" (выступление в спектакле певицы Дж. Стреппони). — Столкновение с цензурой в связи с пост. оперы "Ломбардцы".

1847. — VI-VII. Первое заграничное путешествие в связи с пост. оперы "Разбойники" в Лондоне. — Начало совместной жизни В. и Дж. Стреппони.

1848. — IV. Приезд В. в восставший Милан; встречи с Г. Мамели и Дж. Мадзини, к-рый предлагает В. сочинить революц. гимн. — V. Покупка в окрестностях Буссето виллы Сант-Агата, где были впоследствии созданы лучшие сочинения В. — VIII. Обращение В. вместе с др. деятелями итал. культуры к франц. правительству с призывом о помощи Италии. — X. Создание гимна "Звучи, труба!" (сл. Г. Мамели). — Поездка в Рим для пост. оперы "Битва при Леньяно".

1850. — II. В. составляет сценарий по драме "Король Лир" Шекспира. — XII. Цензура налагает запрет на либр. оперы "Проклятие" (по драме "Король забавляется" Гюго.)

1852. — VII. В связи с кончиной С. Каммарано В. передает незавершенное либр. оперы "Трубадур" Л. Бардаре. — 10 VIII. Награждение франц. орденом Почётного легиона.

1853. — IV-IX. Работа над либр. "Король Лир". — Начало переписки с либреттистом А. Соммой (продолжалась до 1856, опера не была написана).

1854. — 6 V. Успешное исп. оперы "Травиата" в т-ре "Сан-Бенедетто" (Венеция).

1855. — XII. Пост. "Сицилийской вечерни" под назв."Джо-ванна Гусман" (в Парме и Турине) с изменениями, вызванными вмешательством австр. цензуры.

1856. — 9 II. Награждение орденом св. Маврикия и Лазаря.

1857. — В. перерабатывает для т-ра "Гранд-Опера" оперу "Трубадур" (исп. 12 I под назв. "Трувер"). — Приступает к работе над оперой на либр. А. Соммы по сюжету, сочинённому Э. Скрибом для Д. Обера, "Густав III, или Бал-маскарад".

1858. — Столкновение с цензурой, к-рая требовала изменений в либр., искажающих сюжет оперы.

1859. — 17 II. Пост. оперы "Бал-маскарад" в Риме (с изменённым либр.). — 29 VIII. Бракосочетание В. и Дж. Стреппони. — IX. В. в числе 5 депутатов от Буссето едет в Турин с мандатом о присоединении пармских провинций к Пьемонту.

1861. — II. Избрание депутатом в первый нац. парламент в Турине; В. разрабатывает проект реорганизации муз. учреждений и обсуждает его с сардинским министром К. Б. Кавуром. — 6 XII. Приезд В. в Петербург в связи с пост. оперы "Сила судьбы" (премьера не состоялась из-за болезни певицы М. Груа).

1862. — I. Посещение Москвы. — В качестве муз. представителя Италии присутствует на Всемирной выставке в Лондоне. — 24 V. Исп. кантаты "Гимн наций", написанной для Лондонской выставки (т-р "Ковент-Гарден"). — IX-XI. Вторая поездка в Россию в связи с пост. оперы "Сила судьбы".

1862. — XI- нач. 1863. — Поездка в Испанию, путешествие по Андалусии.

1863. — 11 I. Пост. оперы "Сила судьбы" в Мадриде.

1864. — Избрание в чл. Франц. академии.

1865. — В. даёт согласие на присвоение его имени т-ру, построенному в Буссето. — Отказ от баллотировки в новый состав парламента.

1866.- Вечера у Дж. Россини в Париже. — Скульптор Ж. Дантан лепит бюст В.

1867.- 11 III. Премьера оперы "Дон Карлос" в т-ре "Гранд-Опера". — 27 X. Первая итал. пост. оперы "Дон Карлос" (Болонья).

1868. — VII. Встреча В. с А. Мандзони. — XI. Обращение В. с предложением создать коллективный "Реквием" памяти Дж. Россини.

1869. — Организует альбом романсов в пользу семьи больного либреттиста Ф. Пьяве и сам пишет "Сторнель" для голоса с фп. — Сочиняет заключит. часть "Libera me" для "Реквиема" памяти Россини (не был создан, написанную музыку В. использовал в своём "Реквиеме").

1870. — V. Работа над либр. "Аиды" с А. Гисланцони.

1871. — III. В. возглавляет комиссию по вопросам реформы муз. т-ров и муз. образования. — Отказывается от предложенного ему поста директора Неаполитанской консерватории. — 24 XII. Премьера "Аиды" в Каире.

1871-72. — В. готовит пост. оперы "Аида" в Милане.

1873. — Скульптор В. Джемито лепит бюст В.

1876. — 22 IV. Исп. "Аиды" под упр. В. в Париже ("Театр лирик").

1877. — V. Участие В. в Кёльнском муз. фестивале. Исп. его "Реквиема" и струн, квартета.

1878. — I. Отказ от предложения занять пост директора Миланской консерватории.

1880. — 22 III. Успех оперы "Аида" в т-ре "Гранд-Опера".

1881. — Начало работы В. и А. Бойто над "Отелло". — 25 X. Торжеств. открытие статуи В. в вестибюле т-ра "Ла Скала".

1883. — Работа с Гисланцони над новой ред. оперы "Дон Карлос".

1886. — Присутствие на первых репетициях оперы "Отелло" в т-ре "Ла Скала".

1887. — В. организует постройку больницы в Вилланова.

1890-92. — Работа над "Фальстафом".

1892. — IV. В. участвует в концерте, посв. 100-летию со дня рождения Дж. Россини; дирижирует "Молитвой" из "Моисея" Россини.

1895. — II. В. начинает постройку дома для престарелых музыкантов в Милане.

1897. — 14 XI. Смерть Джузеппины В. (жены композитора).

1901. — 27 I. Смерть В. в Милане. — 30 I. Похороны на кладбище Cimitero monumentale в Милане. — 27 II. Перенесение праха В. в часовню при доме престарелых музыкантов.

Сочинения: оперы — Оберто, граф Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio, 1833-37, пост. 1839, т-р "Ла Скала", Милан), Король на час (Un giorno di regno, позже под назв. Мнимый Станислав, Il finto Stanislao, 1840, там те), Навуходоносор (Набукко, 1841, пост. 1842, там же), Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi alla prima crociata, 1842, пост. 1843, там же; 2-я ред., под назв. Иерусалим, 1847, т-р "Гранд-Опера", Париж), Эрнани (1844, т-р "Фениче", Венеция), Двое Фоскари (I due Foscari, 1844, т-р "Арджентина", Рим), Жанна дАрк (Giovanna dArco, 1845, т-р "Ла Скала", Милан), Альзира (1845, т-р "Сан Карло", Неаполь), Аттила (1846, т-р "Фениче", Венеция), Макбет (1847, т-р "Пергола", Флоренция; 2-я ред., 1865, "Театр лирик", Париж), Разбойники (I Masnadieri, 1847, т-р "Хеймаркет", Лондон), Корсар (1848, т-р "Гранде", Триест), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849, т-р "Арджентина", Рим; с перераб. либр., под назв. Осада Гарлема, Assiedo di Harlem, 1861), Луиза Миллер (1849, т-р "Сан Карло", Неаполь), Стиффелио (1850, т-р "Гранде", Триест; 2-я ред., под назв. Гарольд, 1857, т-р "Нуово", Римини), Риголетто (1851, т-р "Фениче", Венеция), Трубадур (Il Trovatore, 1853, т-р "Аполло", Рим), Травиата (1853, т-р "Фениче", Венеция), Сицилийская вечерня (Les vкpres siciliennes, франц. либр. Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854, пост. 1855, т-р "Гранд-Опера", Париж; 2-я ред. под назв. Джованна Гусман, Giovanna di Guzman, итал. либр. Э. Кайми, 1856, Милан), Симон Бокканегра (либр. P. M. Пьяве, 1857, т-р "Фениче", Венеция; 2-я ред., либр. перераб. А. Бойто, 1881, т-р "Ла Скала", Милан), Бал-маскарад (Un ballo in maschera, 1859, т-р "Аполло", Рим), Сила судьбы (La forza del destino, либр. Пиаве, 1862, Мариинский т-р, Петербург, итал. труппа; 2-я ред., либр. перераб. А. Гисланцони, 1869, т-р "Ла Скала", Милан), Дон Карлос (франц. либр. Ж. Мери и К. дю Локля, 1867, т-р "Гранд-Опера", Париж; 2-я ред., итал. либр., перераб. А. Гисланцони, 1884, т-р "Ла Скала", Милан), Аида (1870, пост. 1871, т-р "Опера", Каир), Отелло (1886, пост. 1887, т-р "Ла Скала", Милан), Фальстаф (1892, пост. 1893, там же), для хора и фп. — Звучи, труба (Suona la tromba, сл. Г. Мамели, 1848), Гимн наций (Inno delle nazioni, кантата, сл. А. Бойто, исп. 1862, т-р "Ковент-Гарден", Лондон), духовные произв. — Реквием (Messa di Requiem, для 4 солистов, хора и орк., исп. 1874, Милан), Pater Noster (текст Данте, для 5-гол. хора, исп. 1880, Милан), Ave Maria (текст Данте, для сопрано и струн орк., исп. 1880, Милан), Четыре духовные пьесы (Ave Maria, для 4-гол хора; Stabat Mater, для 4-гол. хора и орк.; Le laudi alla Vergine Maria, для 4-гол. жен. хора; Те Deum, для хора и орк.; 1889-97, исп. 1898, Париж); для голоса с фп. — 6 романсов (1838), Изгнанник (L'esule, баллада для баса, 1839), Обольщение (La seduzione, баллада для баса, 1839), Альбом — шесть романсов (1845), Сторнель (Il stornello, 1869), и др.; инстр. ансамбли — струн. квартет (e-moll, исп. 1873, Неаполь), и др.

Письма: Избранные письма. Сост., пер., вступительная статья и примеч. А. Д. Бушен, M., 1959; I copia-lettere di Giuseppe Verdi, pubbl. e illustr. da G. Cesari e A. Lusio, Mil. — Lpz., 1913; Briefe, hrsg. und eingeleit. von Fr. Werfel, ьbers. von R. Stefan, В. — W. — Lpz., 1926, на англ. яз. — N. Y., 1942; Carteggi Verdiani, a cura di A. Lusio, v. I-IV, Roma, 1935-47, Autobiografia dalle lettere. A cura di С. Graziani (pseud. di A. Oberdorfer), Mil., 1941, 1951 (col nome di A. Obersdorfer).

Литература: Серов А., Верди и его новая опера ("Сила судьбы"), "Иллюстрация", 1862, No 244, 245; то же, в его кн.: Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; то же, Избр. статьи, т. 2, M., 1957; Корганов В., Верди. Биографический очерк, М., 1897; Pерман В., Поздний Верди, "СМ", 1938, No 12; то же, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, M., 1961, с. 245-62; Тигранов Г., "Отелло" Дж. Верди, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940, с. 154-222; Соллертинский И., Шекспир и мировая музыка, в его кн.: Избр. статьи о музыке, Л. — M., 1946; то же, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 322-36; его же, Джузеппе Верди, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956, с. 199-209, то же, в его кн.: Исторические этюды, Л., 1963, с. 223-35; Друскин М., Оперные идеалы Верди, "СМ", 1954, No 9, с. 57-66; Асафьев Б., Верди. Эскиз монографии, Избр. труды, т. IV, M., 1955, с. 207-20; его же, Джузеппе Верди. (Краткий свод важнейших событий из его жизни), там же, с. 220-39; Соловцова Л., Джузеппе Верди, M., 1957, М., 1966; Бушен А., Рождение оперы. (Молодой Верди). Роман, M., 1958; Шавердян Р., Мелодика Верди, "СМ", 1960, No 6, Богоявленский С., Верди и Шекспир, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Протопопов В. В., Полифония Дж. Верди, в его кн.: История полифонии, M., 1965, с. 464-90, Эсе Ласло, Если бы Верди вёл дневник…, Будапешт, 1966; Орджоникидзе Г., Оперы Верди на сюжеты Шекспира, M., 1967; Вasevi A., Studio sulle opere di Giuseppe Verdi, Firenze, 1859; Escudier L., Messouvenirs, R., 1863, 1868; Pougin A., Giuseppe Verdi. Vita aneddotica. Con note ed aggiunte di Folchetto (pseud. de J. Capone), Mil., 1881; Rerine- llо С., Giuseppe Verdi, B., 1900; D'Angeli A., Giuseppe Verdi, Modena, 1910, Mil., 1939; Bellaigue С. F., Verdi. Biographie critique, R., 1912, 1927, Mil., 1913, 1956; Vanbianchi C., Nel I'Centenario di Giuseppe Verdi 1813-1913. Saggio di bibliographie Verdiana, Mil., 1913; Bonaventura A., La figura e I'arte di Giuseppe Verdi, Livorno, 1919, R., 1930; Weissmann A., Verdi, Stuttg. — B., 1922; Monaldi G., Verdi 1839-1898, Torino, 1925, Mil., 1951; Bonavia F., Verdi, L., 1930, 1947; Тоye Fr., Giuseppe Verdi. His life and works, L., 1931, Mil., 1951; Gatti C., Verdi. La vita, le opere i tempi, v. 1-2, Mil., 1931, in 1 v., 1951, 1953; Gerig К. H., Giuseppe Verdi, Potsdam, 1932; его же, Verdi nelle imagini, Mil., 1941; Klein J., Verdi's Italian contemporaries and successors, "ML", 1934, v. XV, No 1; Holl K., Verdi, B., 1939, Lindau, 1947, Z., 1948; Hussey D., Verdi L., 1940, 1947, N. Y., 1962; Roncaglia G., L'ascensione creatrice di Giuseppe Verdi, Firenze, 1940, 1951; его же, Galleria Verdiana Studi e figure, Mil., 1959; Оrsini L., Giuseppe Verdi, Torino, 1949, 1963; Cenzata G., Itinerari Verdiani, Parma, 1949, Mil., 1955; Cherbuliez A. E., Giuseppe Verdi: Leben und Werk, Rьschlikon — Z., 1949; Retzold R., Giuseppe Verdi. 1813-1901. Sein Leben in Bildern, Lpz., 1952; Petit R., Verdi, R., 1958, nouv. ed. 1962, Mi1a M., Giuseppe Verdi, Bari, 1958; Abbiati F., Giuseppe Verdi. La vita, v. 1-4, Mil., 1959; Verdi, "Bolletino quadrimestrale dell'Istituto di Studi Verdiani", v. 1-2, No 1-6, Parma, 1960-66, Rinaldi M., Verdianа, Roma, 1961; Walker F., The man Verdi, L., 1962, Mil., 1964; Martin G., Verdi. His music, life and times, N. Y., 1963; Swolkien H., Verdi, Kr., 1963; Rannain G., Giuseppe Verdi, Torino, 1964; Malraye J., Giuseppe Verdi. L'homme et son oeuvre, R., 1965.

Л. А. Соловцова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me