Гиро Э.

(Guiraud) Эрнест (23 VI 1837, Новый Орлеан, шт. Луизиана — 6 V 1892, Париж) -франц. композитор. Чл. Ин-та Франции (1891). Сын преподавателя музыки, комп. Жана Батиста Г. (1803-64).

Гиро Э.

В 15 лет Г. написал оперу "Царь Давид" ("Le roi David"), с успехом поставленную в Новом Орлеане. В 1859 окончил Парижскую консерваторию, получив Рим. пр. за кантату "Баязет и флейтист". Ученик А. Ф. Мармонтеля (фп.), Ф. Галеви (композиция). С 1876 профессор Парижской консерватории (вначале вёл класс гармонии, с 1880 — композиции). Среди его учеников — К. Дебюсси, П. Дюка, А. Жедальж. Г. — автор преим. комич. опер, лучшие из них — "Мадам Тюрлюпен" (1872, т-р "Атеней"), "Пикколино" (1876, т-р "Опера комик"). Превосходно владея оперным письмом традиц. склада (в духе Ф. Обера и А. Тома), Г. обогатил его гармонич. тембровыми находками. Музыка его комич. опер отличается лёгкостью, живостью ритмов, прозрачностью фактуры. Недостаточную подчас оригинальность мелодич. начала возмещали свежесть гармоний, орк. мастерство. Г. откликнулся на возникшее в 70-х гг. 19 в. во франц. музыке движение за развитие инстр.-симф. жанров, создав ряд ярких симф. произв. Его 1-я сюита для оркестра (1872, написана по заказу дирижёра Ж. Падлу для его Общедоступных концертов) — существ. вклад во франц. симф. музыку. Г. принадлежит учебник по инструментовке. После смерти Ж. Бизе Г. написал речитативы к опере "Кармен" (для пост. в Вене, 1875) и составил 2-ю сюиту для оркестра из его музыки к "Арлезианке" (1884). Г. также завершил, оркестровал и подготовил к пост. в Париже (1881) неоконченную Ж. Оффенбахом оперу "Сказки Гофмана".

Сочинения: 8 опер, в т. ч. Сильвия (1864, т-р "Опера комик", Париж), В заточении (En Prison, 1869, "Театр лирик", Париж), Кобольд (1870, там же), Любовная авантюра (La galante aventure, 1882, т-р "Опера комик", Париж), Фредегонда (закончена К. Сен-Сансом и П. Дюка, 1895, т-р "Гранд-Опера", Париж); балет — Гретна Грин (1873); для орк. — 2 сюиты, увертюра Артвельд (1882), симф. картина Фантастическая охота (Chasse fantastique, 1887), Каприччио для скр. с фп. (1884); фп. и скр. пьесы; романсы; хоры и др.

Литературные сочинения: Traitй pratique d'instrumentation, P., 1890; посл. изд. (с доп. А. Bьsser), Р., 1933; рус. пер. (Г. Конюса) — Руководство к практическому изучению инструментовки, М., 1892, под ред. и с доп. Д. Рогаль-Левицкого, М., 1934.

Г. Т. Филенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me