Глареан Г.

Глареанус (Glareanus; наст. имя и фам. — Генрих Лорис, Loris, Loritus, Loriti) (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус — 28 III 1563, Фрейбург в Брейсгау, Юж. Германия) — швейц. поэт, филолог, муз. теоретик и педагог. Учился в лат. школе в Берне, в 1501-06 — в Ротвейле (Германия) у М. Рубеллуса, изучал музыку под руководством И. Кохлеуса, а также богословие в ун-те в Кёльне (с 1506). С 1510 магистр иск-в, в 1512 получил звание поэта-"лауреата". Г. был основателем ряда уч. заведений-интернатов (в Базеле, 1514; Париже, 1517; Фрейбурге, 1527), преподавал в университетах Франции, Германии, Швейцарии разл. науки и иск-ва — математику, музыку, философию, историю, литературу и поэтику. Учёный-гуманист, обладавший широкими познаниями в разных областях науки, Г. общался с выдающимися учёными своего времени, в том числе Эразмом Роттердамским. Наибольшее значение имеют труды Г. в области теории музыки, в к-рых он опирался на музыкальную практику (признание реальных ладов), занимал прогрессивную позицию в оценке прошлого и современности. Его первая работа "Введение в музыкознание...." ("Isagoge in musicen...", Базель, 1516) содержит главы о сольмизации, интервалах, ладах и их применении. Гл. труд Г. — муз. трактат "Додекахордон" ("Dodekachordon" — "Двенадцатиструнник", 1519-39, изд. 1547) — исследование о средневек. церк. ладах. Опираясь на труды древнегреч. теоретиков и изучив особенности диатоники, он устанавливает существование 12 диатонич. ладов (а не 8, узаконенных средневек. муз. теорией). Им были впервые обоснованы ионийский (мажор) и эолийский (минор) лады. 3-я часть трактата содержит многочисл. примеры из сочинений предшественников и современников Г. — Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре и др. композиторов 15-16 вв., подтверждающие широкое применение описанных Г. ладов в муз. практике эпохи Возрождения. Этот трактат известен также под назв. "О музыке — её деление и определение" ("De musices — divisione ас definitione", Basel, 1549). В 1888-90 "Додекахордон" издан с добавл. примеров из совр. партитур и выдержками из биографии Г., составленной Г. Шрайбером ("Dodekachordon", Publikationen der Gesellschaft fьr Musikforschung). Среди совр. изд. — "Dodecachordon" (Faks., "Monuments of Music and music Literature in Faksimile", II, 65, N. Y., 1967, Hildesheim, 1969). Г. был редактором сочинений Боэция (изданы посмертно М. Ротой с комментариями И. Мурмеллия и М. Агриколы, 1570). Идеи Г. имели важное значение для развития гармонич. мышления в европ. музыке и оказали влияние на Дж. Царлино и др. муз. теоретиков.

Литература: История европейского искусствознания от античности до конца 18 в., М., 1963, с. 120, 121; Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения, М., 1966, с. 387-413; Schreiber H., H. Loriti Glareanus, gekrцnter Dichter, Philolog und Mathematiker..., Freiburg, 1837; Fritzsсhe О. Fr., H. L. Glarean. Sein Leben und seine Schriften, Frauenfeld, 1890; Schering A., Die Notenbeispiele in Glarean's Dodecachordon (1547), в кн.: Sammelbдnde der Internationalen Musikgesellschaft, Lpz., 1911/12; Kirsch E., Studie zum Problem des Heinrich Loriti Glarean, в кн.: Festschrift A. Schering zum 60. Geburtstag, В., 1937.

К. К. Розеншильд.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me