Дзандонаи Р.

(Zandonai) Риккардо (28(по др. данным 30) V 1883, Сакко, близ Роверето — 5 VI 1944, Пезаро, Марке) — итал. композитор и дирижёр. Занимался в Роверето у В. Джанферрари, в 1898-1902 — в Муз. лицее Дж. Россини в Пезаро у П. Масканьи. С 1939 директор консерватории (быв. лицей) в Пезаро. Композитор работал преим. в оперном жанре. В своём творчестве он претворил традиции итал. классич. оперы 19 в., испытал влияние муз. драмы Р. Вагнера и веризма. Лучшие произв. Д. отличаются мелодич. выразительностью, тонким лиризмом, театральностью. Выступал также как дирижёр (в симф. концертах и в опере).

Сочинения: оперы — Сверчок на печи (Il Grillo del focolare, по Ч. Диккенсу, 1908, т-р "Политеама Кьярелла", Турин), Кончита (1911, т-р "Даль Верме", Милан), Меленис (1912, там же), Франческа да Римини (по одноим. трагедии Г. Д'Аннунцио, 1914, т-р "Реджо", Турин), Джульетта и Ромео (по трагедии У. Шекспира, 1922, т-р "Костанци", Рим), Джулиано (по повести "Легенда о святом Юлиане странноприимце" Флобера, 1928, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Любовный фарс (La farsa amorosa, 1933, т-р "Реале дель Опера", Рим) и др.; для орк. — симф. поэмы Весна в Валь ди Соле (Primavera in Vale di Sole, 1908) и Далёкая родина (Patria lontana, 1918), симф. сюита Картины Сегантини (Quadri de Segantini, 1911), Белоснежка (Biancaneve, 1939) и др.; для инструмента с орк. — Романтический концерт (Concerto romantico, для скр., 1921), Средневековая серенада (Serenade medioevale, для влч., 1912), Андалузский концерт (Concerto andaluso, для влч. и малого орк., 1937); для хора (или голоса) с орк. — Гимн Родине (Inno alla Patria, 1915), Реквием (1916), Те Deum; романсы; песни; музыка к фильмам; орк. переложения произв. др. композиторов, в т. ч. И. С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др.

Литература: Bonajuti Tarquini V., R. Zandonai nel ricordo dei suoi intimi, Mil., 1951.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me