Йоммелли Н.

(Jommelli) Никколо (10 IX 1714, Аверса, близ Неаполя — 25 VIII 1774, Неаполь) — итал. композитор, представитель неаполитанской оперной школы. Чл. Болонской филармонич. академии (1741). Начал заниматься музыкой под рук. церк. регента в Аверсе. С 1725 учился в консерватории "Сант-Онофрио" (Неаполь) у Ф. Фео, в 1728 перешёл в консерваторию "Делла Пиета деи Туркини", где испытал влияние Л. Лео. В 1737 в Неаполе была пост. первая опера Й. "Любовная ошибка" ("L'Errore amoroso"). Следующая опера "Одоар-до" (1738) принесла Й. известность, ему заказывают оперы для Рима, Болоньи. В 1741-47 он был директором консерватории "Инкурабили" в Венеции. В последующие годы работал помощником руководителя папской капеллы в Риме. Написал неск. опер для придв. т-ра в Вене. В 1753 переехал в Штутгарт, являвшийся одним из очагов передовых реформаторских течений в муз. т-ре, и занял должность придв. капельмейстера герцога вюртембергского. Здесь сформировался зрелый, самостоят. стиль Й. как оперного композитора. Творч. развитию Й. способствовали его связи с Мангеймом, а также знакомство с франц. театр. музыкой. В 1769 он вернулся в Неаполь, но его новаторство не было признано соотечественниками. Последние годы жизни провёл в уединении в Аверсе.

Й. называют "итальянским Глюком". В его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе Глюка и отчасти подготовившие её. Не изменяя традиц. форм оперы-сериа, И. стремился придать им большую гибкость и соответствие драм. действию. Он отводит важное место аккомпанированному речитативу, усиливает драматургич. роль хора и оркестра, усложняет гармонич. язык и фактуру своих опер. Для его музыки характерна строгая, возвышенная патетика. Среди опер Й. выделяются "Меропа" (1741), "Артаксеркс" (1749), "Фаэтон" (1753, 2-я ред. 1768). Наряду с операми-сериа он писал также комич. оперы и интермедии, но не внёс крупного вклада в развитие этих жанров. Одна из его интермедий "Дон Фальконе" шла в Петербурге (1779). Оратории Й., отличающиеся развёрнутой музыкальной драматургией, по стилю близки к его операм серьёзного жанра.

Сочинения: оперы (более 70), в т.ч. Ричимеро, король готов (Ricimero, re de goti, 1740, т-р "Арджентина", Рим), Астианатт (1741, там же), Меропа (1741, Венеция; 2-я ред. 1749, Вена), Узнанная Семирамида (Semiramide riconoesciuta, 1741, т-р "Сан-Джованни", Турин), Аэций (Ezio, 1741, т-р "Мальвецци", Болонья; 2-я ред. 1748, Неаполь; 3-я ред. 1749, Вена; под назв. Андромаха, 1755, Лондон), Демофонт (1743, т-р "Обицци", Падуя), Покинутая Дидона (La Didone abbandonata, 1746, т-р "Арджентина", Рим; 2-я ред. 1749, Вена; 3-я ред. 1763, Штутгарт), Ахилл на Скиросе (1749, "Бургтеатр", Вена), Артаксеркс (1749, т-р "Арджентина", Рим; 2-я ред. 1756, Штутгарт), Покинутая Армида (Armida abbandonata, 1750, Рим; 2-я ред. 1770, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Гипермнестра (1751, Сполето), Ифигения в Авлиде (1751, т-р "Арджентина", Рим), Баязет (1753, т-р "Реджо", Турин), Фаэтон (Fetonte, 1753, Штутгарт; 2-я ред. 1768, Людвигсбург; изд. в серии "Памятники музыкального искусства в Германии" — "Denkmдler der Tonkunst In Deutschland", Lpz., 1907), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1753, т-р "Опернхауз", Штутгарт; 2-я ред. 1771), Луций Вер (1753, пост. 1754, т-р "Дукале", Милан), Олимпиада (1761, пост. "Опернхауз", Штутгарт, хореограф Ж. Новер), Ифигения в Тавриде (1771, т-р "Сан-Карло", Неаполь), Триумф Клелии(1774, т-р "Ажуда", Лисабон); балетные дивертисменты; оратории — Исаак (1742, Неаполь), Освобождённая Вефулия (Betulia liberata, 1743, там же), Страсти Иисуса Христа (La Passione di Gecщ Cristo, 1749, Рим; в 1779 исп. в Петербурге), Жертвоприношение Авраама (Il sacrificio d'Abramo, 1750, Рим, 1761, Милан), Рождество девы Марии (La Nativita di Maria Vergine, 1759, Болонья) и др.; церк. музыка, в т.ч. Miserere (1774); духовные и светские кантаты, симфонии, увертюры и др.

Литература: Abert H., Niccollo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me