Карлович М.

(Karlowicz) Мечислав (11 XII 1876, Вишнево, Литва — 8 II 1909, Закопане) — польский композитор и дирижёр. Сын Яна К. (1836-1903), этнолога-славиота, композитора-любителя и виолончелиста, выступавшего в России и Польше. Учился игре на скрипке у Ф. Розенкранца в Гейдельберге (с 1885) и у С. Барцевича (с 1887) в Варшаве, где также изучал композицию под рук. П. Машиньского, Г. Рогуского и З. Носковского. В 1895 изучал естеств. науки в Варшавском университете. В 1896-1900 занимался композицией под рук. Г. Урбана, а также философией и историей музыки в ун-те в Берлине (там он писал печатавшиеся в Варшаве статьи о конц. жизни, особо выделяя произв. П. И. Чайковского и С. И. Танеева). В 1900 возвратился в Варшаву, в 1902 организовал при Варшавском муз. об-ве любительский симф. оркестр, с к-рым выступал как дирижёр (в 1905-06 гл. дирижёр). В 1903-04 дирижировал в Вене и Берлине авторскими концертами. С 1906 К. — участник группы "Молодая Польша", оказавшей большое влияние на его мировоззрение. В 1906 учился дирижированию у А. Никиша в Лейпциге. Погиб в Татрах (был засыпан снежной лавиной). К. наряду с К. Шимановским — наиболее выдающийся польский композитор нач. 20 в. Ему принадлежит первая польская программная симфония — "Возрождение" и ряд программных симф. поэм.

В музыке К. ощущается влияние П. И. Чайковского ("Серенада" для струн. оркестра и др. ранние произв.), проявляющееся в особой выразительности лирич. начала, к-рое доминирует даже в виртуозных произв. (в т. ч. в скр. концерте, 1902), а также в характере гармонии и оркестровки; в обращении к жанру программной симф. поэмы заметно воздействие Р. Штрауса. Поэма "Эпизод на маскараде" ("Epizod na maskaradzie", 1908-09) написана на сюжет повести "Три встречи" Тургенева — любимого писателя К. (не была завершена К.; закончена и инструментована Г. Фительбергом в 1911). В использовании рус. лит-ры проявился воспринятый от отца интерес к рус. культуре. В основу симф. поэм К. (наиболее значит. — "Станислав и Анна Осьвенцимы", 1906-07) положена форма сонатного allegro, где гл. темы приобретают значение лейтмотивов, в преобразовании к-рых важную роль играют тембровые средства. Приёмы вариационного развития способствуют композицион. цельности его симф. поэм. К нар. материалу К. почти не обращается; лишь в "Литовской рапсодии" использован литовско-белорус. муз. фольклор. Вок. лирика К. (гл. обр. произв. раннего периода творчества) отличается мелодич. богатством; в песнях К. заметны влияния Ф. Шопена, С. Монюшко, а также Ф. Листа.

К. выступал в печати как музыкальный писатель и критик (статьи о Ф. Шопене, русских и зарубежных композиторах, старых польских скрипках), а также со статьями об альпинизме (был одним из первых пропагандистов польского альпинизма и лыжного спорта).

Сочинения: для орк. — симфония Возрождение (Odrodzenie, op. 7, 1901-02), 7 симф. поэм, в т. ч. Возвращающиеся волны (Powracajace fale, op. 9, 1903-04), симф. триптих Извечные песни ((Odwieczne piesni, 1904-06): Песнь о вечной тоске (Piesn о wiekuistej tesknocie), Песнь о любви и смерти (Piesn о milosci i smierci), Песнь о всебытии (Piesn о wszechbycie)), Литовская рапсодия (Rapsodia litewska, 1906), Грустная повесть, или Прелюдия о вечности (Smutna opowiйsc..., 1908); камерные соч. — менуэт для струн. квартета (1895), пьесы для скр. и фп.; для фп. — соната и сонатина, 2 фуги (впервые по рукоп. фуга 1897 издана в СССР) и миниатюры; 2 марша для дух. орк.; романсы, 24 песни на сл. польских поэтов (К. Тетмайера, З. Красиньского и А. Асныка); вок. ансамбли; музыка для т-ра — симф. прелюдия и интермеццо из музыки к драме Ю. Новиньского "Белая голубка" (1900, Варшава),

Литературные сочинения: Niewydane dotychezas pamiatki po Fr. Chopinie, Warsz., 1904; Zyciorys Moniuszki, "Echo Muzyczne, teatralne i artystyczne", 1900, No 49; Henryk Urban, там же, 1900, No 52; Notatki о dawnych polskich skrzypcach, "KM", 1911, No 1-2, и др.

Литература: Бэлза И., Мечислав Карлович, М.-Л., 1951; его же, Забытые партитуры М. Карловича, "СМ", 1959, No 2; Карасиньская И., Ян и Мечислав Карловичи и их роль в развитии русско-польских связей, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; Сhуbinski A., Mieczyslaw Karlowicz, "Muzyka", 1926, No 3; eго же, M. Karlowicz, Warsz., 1939; его жe, M. Karlowicz — kronika zycia artysty i taternika, Kr., 1949 (1-й т., биография; 2-й т. не завершён); его же, Karlowicz w listach i wspomnieniaeh, t. 1, Kr., 1960; сб. M. Karlowicz w 25 rocznice smierci, Poznan, 1934; Dziebоwska E., O instrumentacji M. Karlowicza a P. Czaikowskiego, Miscellanea polsko-rosyjskie, Kr., 1967, s. 209-38; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 2, Kr., 1967, s. 557-77.

З. Лиcca.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me