Катель Ш. С.

(Catel) Шарль Симон (10 VI 1773, Легль, Орн — 29 XI 1830, Париж) — франц. композитор и муз. теоретик. Чл. Института Франции (1815). Занимался у Ф. Ж. Госсека (композиция) в Корол. школе пения и декламации (впоследствии Парижская консерватория). С 1787 был преподавателем и аккомпаниатором. С 1790 аккомпаниатор т-ра "Корол. академия музыки и танца" и капельмейстер оркестра Национальной гвардии. С 1795 (со дня основания) профессор Парижской консерватории (класс гармонии; в 1810-14 один из её инспекторов).

Катель Ш. С.

Основу творчества К. составляют муз.-сценич. произв. (оперы, балеты).Успехом пользовались его комич. оперы. К. одним из первых ввёл во франц. оперу популярные нар. песни, обогатил театр. оркестр (шире использовал дух. инструменты). Автор музыки для нац. революц. празднеств (патриотич. гимны, оды, песни, марши, увертюры для дух. оркестра). Существен вклад К. в теорию музыки, он положил начало т. н. традиционной школе франц. теоретич. музыковедения. Его учебник гармонии ("Traitй d'harmonie", 1802) был принят в качестве руководства в Парижской консерватории. Этот труд отличается ясностью изложения, стремлением связать изучение гармонии с творч. опытом франц. композиторской школы рубежа 18-19 вв. Вместе с тем присущие работе К. догматизм и схематизм сделали её теоретич. основой консервативного академизма.

Сочинения: оперы — Семирамида (1802, "Театр Искусств", Париж), Артисты по случаю (Les artistes par occasion, 1807, т-р "Опера комик", Париж), Трактир банщиков (L'Auberge de Bagnиres; 1807, там же), Баядерки (1810, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Отличные трактирщицы (Les Aubergistes de qualitй, 1812, т-р "Опера комик", Париж), Первый в числе (Le Premier en date, 1814, там же), Валлас, или Шотландский менестрель (1817, там же), Зирфила и миртовый цветок (Zirphile et la fleur de myrte, 1818, "Корол. академия музыки и танца", Париж), Похищенный офицер (L'Officier enlevй, 1819, т-р "Опера комик", Париж); балет — Александр у Апеллеса (1808, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж); для орк. — симфонии, увертюры; камерно-инстр. ансамбли — квартеты (в т. ч. 3 для дух. инструментов, 1796), квинтеты (в т. ч. 6 для струн. инструментов, 1797); фп. пьесы (в т. ч. 6 сонат, 1799); хоры, песни и др.

Литература: Мазель Л. и Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1, М., 1934, с. 79-86; Асафьев Б., Глинка, М.-Л., 1950; Добавление, с. 285-300; Carlez J., Catel. Кtude biographique et critique, Caen, 1895; He11оuin F. et Picard J., Un musicien oubliй. Catel а l'Institut royal de France de 1773 а 1830, P., 1910.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me