Кеклен Ш.

Кёхлин (Koechlin) Шарль (27 XI 1867, Париж — 31 XII 1950, Ле-Канадель, Вар) — франц. композитор, муз. теоретик и писатель, обществ. деятель. По происхождению эльзасец. В 1897.окончил Парижскую консерваторию, где занимался у А. Тоду (гармония), А. Жедальжа (контрапункт и фуга), Ж. Массне, Г. Форе (композиция). К. был крупным педагогом, среди его учеников — Ф. Пуленк, A. Соге. Как композитор примыкал к умеренному направлению в совр. франц. музыке. Знаток нар. песни, К. в совершенстве владел иск-вом полифонии. Создал произв. разл. жанров — оперу, балеты, симфонии, камерные ансамбли, романсы и др. Автор массовых песен, в т. ч. песни "Свободу Тельману" (для хора и оркестра, 1934, в рус. пер. — в сб.: "Антифашистские песни", М., 1939). Принимал участие в коллективном написании музыки к драме Р. Роллана "14 июля" (1936). Прогрессивный франц. композитор, К. был видным деятелем Народной музыкальной федерации, одним из основателей об-ва "Франция — СССР" (председатель его муз. секции). Среди его теоретич. работ выделяется капитальный труд "Трактат по гармонии" (1927-30).

Сочинения: опера — библейская пастораль "Иаков у Лабана" (1908, пост. 1925, Париж); балеты — Языческий лес (La forкt pбпenne, 1916, пост. 1925, Париж), Божественный вечер (La divine vesprйe, 1917), Счастливая душа (L'eme heureuse, 1947); для opк. — 2 симфонии (1927, 1943), симф. поэмы и сюиты Ночью в море (En mer, la nuit, по Гейне, 1904), Вальпургиева ночь (по Гёте — Верлену, 1907), Июньская ночь (1910), Симфонии гимнов (Symphonies d'hymnes, op. 127, 1933), Симфония семи звёзд (The seven stars'symphony, op. 132, 1933), Новый город (La citй nouvelle, rкve d'avenir, op. 170, 1938), Закон джунглей (La loi de la jungle, пo Киплингу, op. 175, 1939), Доктор Фабрициус (op. 202, 1944); камерно-инстр. ансамбли, вт. ч. 3 струн. квартета (1913-21), фп. квинтет (1921), фп. пьесы; св. 100 романсов и др.

Литературные сочинения: Йtudes sur les notes de passage, P., 1922; Йvolution de l'harmonie. Pйriode contemporaine, depuis Biset et Cesar Franck, Jusqu'а nos jours, в кн.: Encyclopйdie de la musique..., fondateur A. Lavignac, pt. 2, t. 1, P., 1923; Prйcis des rиgles du contrapoint, P., 1927; Gabriel Faurй, P., 1927, 1949; Debussy, P., 1927, 1941; Traitй de l'harmonie, v. 1-3, P., 1927-30; Traitй de chorale, P., 1930; Abrйgй de la thйorie de la musique, P., 1935; Thйorie de la musique, P., 1935; La musique et le peuple sociales internationales, P., 1936; Traitй de l'orchestration, v. 1-4, P., (1954-59); Traitй de la poliphonie modale, P., (s.a.).

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, гл. IV, 1970; Calvocoressi M., Charles Koechlin, P., 1923; его же, La opere strumentali di Charles Koechlin, "Il Pianoforte", 1926; Herscher-Clйment J., L'oeuvre de Charles Koechlin, "RM", 1937; Renaudin P., Ch. Koechlin (notice biobibliographique), P., 1952.

И. M. Марков.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me