Керубини М. К. З. С.

(Cherubini) Луиджи Мария Карло Зенобио Сальваторе (14 IX 1760, Флоренция -13 III 1842, Париж) — композитор. По национальности итальянец. Чл. Ин-та Франции (1815).

Керубини М. К. З. С.

С детства обучался музыке у своего отца Бартоломео К. (аккомпаниатора т-ра "Пергола", Флоренция), затем у Б. и А. Фе-личи, Дж. Каструччи, П. Биццари. Завершил муз. образование в Болонье, где под рук. Дж. Сарти в совершенстве овладел иск-вом полифонии. В юности писал в основном церк. музыку (в т. ч. Месса, 1773). В 1779 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. — "Квинт Фабий". В 1782-88 пишет оперы-сериа и буффа для т-ров Ливорно, Флоренции, Рима, Венеции, Мантуи, Турина. В 1784-86 работал в Лондоне, получил звание придв. композитора. С 1788 жил в Париже, где в том же году поставил оперу "Демофонт". Франция стала для К. второй родиной. В годы Великой франц. революции композитор выступил как художник-новатор. Он написал музыку, предназначавшуюся для массовых празднеств, траурных церемоний, в т. ч. "Гимн Пантеону" (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), "Гимн братству", "Песни Десятого августа", а также марши для оркестра Нац. гвардии. К. вёл интенсивную муз.-пед. и просветит. работу. Он преподавал в школе Нац. гвардии, с 1795 (со дня основания) был одним из инспекторов и преподавателей Парижской консерватории (с 1816 профессор), в 1822-41 — её директором. Под его рук. консерватория стала одним из лучших муз. уч. заведений Европы. К. принадлежит ряд муз. трактатов, уч. пособий, в т. ч. "Курс контрапункта и фуги" (1835). После установления диктатуры Наполеона Бонапарта (ноябрь 1799) и в последующие годы в жизни К. наступил трудный период. Из произв. последних лет (более 100) лишь немногие (преим. духовных жанров) отмечены самобытностью и достигают уровня сочинений революционных лет.

К. — один из крупнейших оперных композиторов периода Великой франц. революции. Он синтезировал в своём творчестве лучшие нац. традиции итал. оперы (оперы-сериа и буффа) и принципы глюковской драматургии. Уже в "Демофонте" К. стремился к передаче контрастной динамики драм. действия, уравновешивая вок. и орк. партии как одинаково важные средства муз.-сценич. выразительности. Его творчество как бы завершило эпоху классич. оперного иск-ва 18 в. и в то же время проложило путь романтич. опере 19 в. К. явился одним из создателей нового муз.-сценич. жанра — "оперы спасения": "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Два дня" (1800, в России получила известность под назв. "Водовоз"). Одним из ярких произведений К. является трагич. опера "Медея" (1797), во многом предвосхищающая романтич. оперу 19 в. Для оперного стиля К. характерны мужественная простота и клас-сич. ясность, "говорящие" инстр. речитативы, мелодии, свобода и выразительность, использование нар. песенных мотивов. Лучшие черты творчества К. проявились в увертюрах и интродукциях-антрактах опер, к-рые сыграли большую роль в эволюции инстр. музыки 18 в. Среди произв. др. жанров выделяется церковная музыка, отличающаяся безупречным полифоническим мастерством. Музыку К. высоко ценили Л. Бетховен и М. И. Глинка.

Сочинения: оперы — Квинт Фабий (1779, Александрия), Покинутая Армида (Armida abbandonata, 1782, т-р "Пергола", Флоренция), Адриан в Сирии (1782, Ливорно), Мессенцио, царь Этрурии (1782, т-р "Пергола", Флоренция), Квинт Фабий Максим (1783, т-р "Арджентина", Рим), Жених трёх и муж ни одной (Lo sposo di tre, marito di nessuna, 1783, т-р "Сан-Самуэле", Венеция), Идалидо (1784, т-р "Пергола", Флоренция), Александр в Индии (1784, Мантуя), Деметрио (1784, Лондон), Притворная принцесса (La finta principessa, 1785, там же). Маркиз Тюльпан (1788, там же), Джулио Сабино (1786, там же), Ифигения в Авлиде (1788, т-р "Реджо", Турин), Демофонт (1788, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Маргарита Анжуйская (1790, т-р Тюильри), Лодоиска (1791, т-р "Фейдо", Париж), Королевский конгресс (Le Congrиs des rois, совм. с А. Бертоном, 1794, т-р "Фавар", Париж), Элиза (Elisa ou Le Voyage au Mont-Bernard, 1794, т-р "Фейдо", Париж), Кукурджи (соч. в 1794-95, позднее музыка использована в опере Али-Баба), Медея (1797, т-р "Фейдо", Париж), Португальский отель (L'Hфtellerie portugaise, 1798, там же), Наказание (La Punition, 1799, там же), Эмма, или Пленница (Emma, ou La Prisonniиre, совм. с А. Буальдьё, 1799, т-р "Монтансье", Париж), Два дня (1800, т-р "Фейдо", Париж; в России — под назв. "Водовоз"), Анакреон, или Мимолётная любовь (Anacreon ou L'Amour fugitif, 1803, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Фаниска (1806, Придв. опера, Вена), Пигмалион (1809, т-р Тюильри), Крещендо (1810, т-р "Опера комик", Париж), Абенсераги (Les Abencйragues ou L'Etendard de Grenade, 1813, т-р "Корол. академия музыки и танца", Париж), Али-Баба, или Сорок разбойников (1833, там же) и др.; кантаты, в т. ч. Амфион (1786), Цирцея (Circe, 1789), Клитемнестра (1794), кантата для Национальной гвардии (1814), Женитьба Соломона (Le Mariage de Solomon, 1816) и др.; церк. музыка — 11 месс, 2 реквиема, Credo (для 8 голосов и орк.), 4 литании, Магнификат, Miserere е Те Deum (с орк.), 2 Жалобы Иеремии (2 Lamentazioni di Geremia, с орк.), Ave Maria (с орк.), мотеты, антифоны и др.; для орк. — увертюра и симфония (1815), Похоронный марш (Marcia funebre, 1820); камерные инстр. ансамбли — 6 квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квинтет (1837); для фп. — Фантазия (1810), 6 сонат; для голоса -8 гимнов и революционных песен, 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, каноны (2-, 3-, 4-гол.) и др.

Литература: Асафьев Б., Глинка, М.-Л., 1950 (Добавление); Александрова В., Луиджи Керубини, "СМ", 1960, No 10; Treitsсhke G., Bemerkungen ьber Cherubinis Medea, W., 1802; Miel E., Notice sur la vie et les oeuvres de Cherubini, P., 1842; Adam A., Derniers souvenirs d'un musicien, P., 1859; Вennett I., L. Cherubini, L., 1883; Wittmann M., Cherubini, Lpz., 1895; Hohenemser R., L. Cherubini, Sein Leben, seine Werke, Lpz., 1913; Confalonieri G., Prigionia di un artista: il romanzo di Luigi Cherubini, v. 1-2, Mil., 1948; Schlitzer F., Ricerche su Cherubini, Siena, 1954; L. Cherubini nel Il Centenario dйlia nascita a cura di A. Damerini, Firenze, 1962.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me