Клоц

(Klotz) — семья нем. скрипичных мастеров из Миттенвальда (Бавария). Родоначальник — Матиас К. (11 VI 1653 — 16 VIII 1743) — обучался в Италии (Падуя) у Дж. Райлиха. Возвратившись в 1683 в Миттенвальд, открыл собственную мастерскую по изготовлению скрипок. Его дело продолжили сыновья: Георг К. (1687-1737), Себастьян К. (1696-1768) и Иоганн Карл К. (1709 — 25 V 1769). В дальнейшем неск. поколений семьи К. способствовали развитию скрипичного мастерства в Миттенвальде, превратившемся в крупный центр пром. произ-ва скрипок (здесь существовала гос. школа скрипичных мастеров). Один из последних представителей этой семьи — Иоганн Hепомук К. (р. 4 VI 1903, Миттенвальд) — известный скрипичный мастер, работал в Мюнхене, затем поселился в Берлине.

Обычно К. причисляют к мастерам тирольской школы. Большинство из них работало в манере Я. Штайнера (многие инструменты выпущены ими под этикетками Штайнера), но нек-рые их скрипки свидетельствуют о влиянии школы Амати. Отдельные представители семьи К. выработали собств. оригинальную модель, как, например, Йозеф К. (8 III 1743 — после 1809) — один из наиболее одарённых мастеров этой семьи. Общий характер инструментов работы К. — средний между немецким и итальянским. Скрипки К. отличают относительно небольшой патрон, тщательная отделка деталей, коричневатого оттенка лак, не сильный, но приятный звук. Ещё с кон. 17 в. они получили распространение во многих европ. странах. К. изготовляли также альты, контрабасы и виоль д'амур.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М., 1964; Maзon J., Die Entwicklung der Geigenindustrie in Mittenwald, Erlangen, 1913 (Diss.); Menth В., Mathias Klotz, "Schweizerische Zeitschrift fьr Instrumentalmusik", 1932, No 2; Vannes R., Dictionnaire universel des Luthiers, revue et augmentйe, Brux., 1951.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me