Кубишта Н. Е.

Николай Егорович (1799-1837, Москва) — рус. композитор, скрипач, дирижёр и певец (тенор). По происхождению чех. В 1818-23 учитель музыки Университетского пансиона в Москве, где преподавал игру на фп. и скрипке, писал музыку для торжественных актов пансиона. С 1823 скрипач-солист, в 1823-30 помощник капельмейстера, в 1830-31 гл. капельмейстер Большого т-ра; в 1824-31 также капельмейстер моск. Малого т-ра. В 1820-х гг. выступал в моск. концертах как композитор, скрипач и дирижёр (в 1825 дал концерт из произв. преим. рус. композиторов, в к-ром исполнил кантату А. Н. Верстовского). Автор балетов, орк. и фп. пьес, романсов, песен, музыки для т-ра.

Сочинения: балеты — Зефир и Флора (совм. с К. А. Кавосом, Москва, 1818), Кавказский пленник, или Тень невесты (совм. с Кавосом, Москва, 1823), Ричард Львиное сердце в Палестине (Москва, 1829), Смерть Атиллы, царя гуннов, прозванного бичом рода человеческого (Москва, 1830); интермедия-водевиль-балет — Встреча именинника (совм. с А. Н. Верстовским, 1825); Дивертисмент — Праздник в Подмосковье (1827); произв. для орк.; концерт для скр. с орк.; для фп. — мазурка (изд. в "Музыкальном альбоме" А. Н. Верстовского, 1828), Собрание любимых танцев; для голоса и фп. — романсы на сл. В. А. Жуковского, Г. В. Кугушева, Н. Д. Иванчина-Писарева, Д. П. Ознобишина, песни; музыка для театра, в т.ч. для водевилей — Женщина-полковник, Романс-гавот (1824) и др.

Литература: Натансон В., Из музыкального прошлого Московского университета, М., 1955, с. 78; Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956, с. 100-01; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956, с. 152; Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, под ред. М. С. Друскина и Ю. В. Келдыша, М., 1956, с. 252, 261, 302.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me