Мартин-и-Солер В.

(Martнn y Soler) Висенте (Атанасио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пелегрин; итальянизированно — Мартини Винченцо; русифицированно — Винцент; прозвища: lo Spagnuolо — Испанец, il Valenziano — Валенсианец) (2 V 1754, Валенсия — 30 I (11 II) 1806, Петербург; даты рожд. и смерти на могильном памятнике: 18 I 1756 — 23 II или 3 III 1806) — испан. композитор. Работал в Испании, Италии, Австрии, Великобритании, России. Сын певца. Пел в церк. хоре в Валенсии, служил органистом в Аликанте, затем капельмейстером у князя астурийского. Муз. образование завершил, возможно, в Болонье у Падре Мартини. Как оперный композитор выдвинулся в Италии (1779-1785); писал преим. в жанре оперы-сериа для разл. итал. т-ров. Европ. слава М.-и-С. возросла в период работы в Вене, где шли его оперы на тексты Л. Да Понте. Мелодичные, изящные, жизнерадостные по характеру, они конкурировали с произв. ведущих мастеров итал. оперы-буфф и шедеврами Моцарта (мелодию из "Редкой вещи" М.-и-С. Моцарт цитировал в застольной музыке "Дон Жуана"), хотя значительно уступали им. С 1788 жил в Петербурге. В 1790-94 М.-и-С. состоял придв. композитором, капельмейстером придв. т-ров и преподавателем музыки в театр. уч-ще. Писал оперы по заказу Екатерины II и на её тексты. После пребывания в Лондоне (1795-96), где в 1795 были пост. 2 его новые оперы на либр. Да Понте ("Школа жён" — "La scola de maritati"; "Остров радости" — "L'isola del piacere"), вернулся в Петербург, преподавал в Смольном ин-те и театр. уч-ще (у него училась Е. С. Сандунова). В 1800-01 был инспектором придв. итал. оперы, позднее давал уроки пения. Длительной популярностью во мн. странах пользовалась "Редкая вещь" (в Россия шла в новой ред. с рус. текстом И. А. Дмитревского, 1789); в венской премьере этой оперы (1786) впервые на сцене исполнялся вальс. Стиль итал. оперы сохранён и в петерб. операх М.-и-С; в то же время в них умело использованы мелодич. обороты рус. песен.

Сочинения: оперы (не менее 20; даты пост.), в т.ч. 11 для т-ров Италии — Ифигения в Авлиде (1779), Гипермнестра (1780), Партенопа (1782; все пост. в Неаполе) и др., для Вены — Благодетельный ворчун (Il burbero di buon сиоrе, по К. Гольдони, 1786), Редкая вещь, или Красота и добродетель (Una cosa rаrа, ossia Bellezza ed onestа, по рассказу Л. Велеса де Гевары "Горная луна" ("La luna della sierra", 1786), Древо Дианы (L'arbore di Diana, 1787), для Петербурга — Горе-богатырь Косомотович (1789), Федул с детьми (совм. с В. А. Пашкевичем, 1791), Песнелюбие (Меломания, 1790), Деревенский праздник (1798); балеты (5) — Покинутая Дидона (1792), Амур и Психея (1796), Танкред (1799) и др.; для хора — кантата Сновидение (Il sogno, 1787), месса; вок. ансамбли, канцоны.

Литература: Финдейзен Н., Винцент Мартин, в сб.: Музыкальная старина, вып. 1, СПБ, 1903; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Mooser R. A., Un musicien espagnol en Russie а la fin du XVIIIe siиcle, "RMI", 1936, v. 40; его же, Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 1-3, Gen., 1948-51.

Б. C. Штейнпресс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me