Мысливечек Й.

(Myslivecek) Йосеф (9 III 1737, Прага — 4 II 1781, Рим) — чеш. композитор. Сын мельника. Учился в школе доминиканского монастыря (1744-47), затем — в семинарии иезуитов (1747-52), где занимался музыкой. Освоил ремесло мельника (обучался до 1761). С 1760 изучал композицию под рук. В. Хабермана и Й. Сегера в Праге. В 1762 изданы его первые инстр. произв., 6 симфоний с назв. месяцев (январь — июнь). В 1763 уехал в Италию, где в 1764-66 совершенствовался у Дж. В. Песчетти. В 1764 в Парме была исполнена опера М. "Медея", после успеха которой он был приглашён в Неаполь; там в 1767 была исполнена прославившая М. итальянская опера "Беллерофонт". Оперы М. ставились во многих т-рах Италии и др. европ. стран. Исполнялись также его оратории, концерты, увертюры и камерные соч. В 1770 в Болонье M. встретился с В. Моцартом, дружбу с к-рым сохранил на мн. годы (в 1778 М. вновь общался с Моцартом в Мюнхене, где исполнялась итал. оратория М. "Авраам и Исаак"). Последние оперы М. не имели успеха ("Армида", 1779, Милан, и "Медонт", 1780, Рим). В творчестве М. наиболее значительны итал. оперы-сериа. Их музыка отличается красотой и богатством мелодий, мастерством вок. письма, ритмич. разнообразием и красочностью гармонии. В симф. и камерных произв. М. ощутимо большое сходство с ранним творчеством Моцарта, к-рому даже приписывались нек-рые соч. М. (в т. ч. оратория "Авраам и Исаак"); т. о., творчество М. во многом предвосхитило стиль Моцарта. Из обширного наследия М. сохранилась незначит. часть. Мн. оперы остались в рукоп.; нек-рые симф. и камерные соч. изданы в 18 в., неск. произв., обнаруженных в сер. 20 в., опубликованы совр. изд-вами.

Сочинения: оперы (ок. 30, б. ч. на либр. П. Метастазио) — Беллерофонт (1767, Неаполь), Фарначе (1767, Неаполь), Триумф Клелии (Il Trionfo di Clelia, 1767, Турин), Семирамида узнанная (Semiramide riconosciuta, 1768), Демофонт (1769, Венеция и Вена), Гипермнестра (1769, Флоренция), Ниттети (1770, Болонья), Монтецума (1771, Флоренция), Тамерлан Великий (Il Gran Таmerlano, 1771, Милан), Деметрий (1773, Павия), Ромул и Эрсилия (1773, Неаполь), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1774, Венеция), Артаксеркс (1774, Неаполь), Антигона (1774, Турин), Аттид (1774, Падуя), Эций (1775, Неаполь), Мерпа (1775, Неаполь), Адриан в Сирии (1776, Флоренция), Каллироя (La Calliroe, 1778, Неаполь), Армида (1778, Лукка), Олимпиада (1778, Неаполь), Медонт, царь Эпирский (Il Меdonte, Re di Epiro, 1780, Рим); оратории — св. Бенедикт (1768), Товий (1769), Смерть Иисуса (La morte di Gesъ, 1770), Адам и Ева (1771), Иосиф узнанный (Giuseppe riconosciuto, 1769), Страсти Иисуса Христа (La passione di Gesъ Cristo, 1773), Авраам и Исаак (1777); для орк. — конц. симфонии, симфонии а quattro, увертюры, в т. ч. 6 с 2 виолами; концерты с орк. — 4 для чембало, 4 для скр., 1 для влч., 1 для флейты; камерно-инcтр. ансамбли — струн. квартеты, квинтеты, 3 октета для духовых, трио-сонаты, дивертисменты для трио, пьесы для разных инструментов с фп. — сонаты и дивертисменты для скр., пьесы для влч., флейты; для фп. — сонаты, сонатины, 6 дивертисментов, пьесы.

Литература: Бэлза И., Чешская оперная классика, М., 1951, с. 9-10; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, M.-Л., 1951, с. 82-89; его же, История чешской музыкальной культуры, т. М., 1959, с. 285-306; Шагинян М., Иозеф Мысливечек, М., 1968; Hnilicka A., Portrйty starэch ceskэch mistru hudebnнch, Praha, 1922; Rincherle M., Un oubliй, "il divino Boemo", в кн.: Feuillets d'histoire de violon, P., 1927; Celeda J., Josef Myslivecek, tvurce prazskйho nбrecб hudebnнho rokoka tereziбnskйho, Praha, 1946; Nemecek J., Nбstin ceskй hudby XVIII stoletн, Praha, 1955, с. 201-04; Racek J., Ceska hudba, Praha, 1958, с 177-181; его же, Prнsperek к otбzce "mozartovskйho" stylu v ceskй hudbe predklasickй, в сб.: Musicologie, sv. 5, Praha, 1958, с 90-97; Pecman R., Josef Myslivecek and the opera of the Neapolitan type, в сб.: Festival Musica Antiqua, Brno, 1967; его же, Josef Myslivecek und sein Opernepilog, Brno, 1970.

З. Пилкова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me