Николаев Александр А.

Александр Александрович (р. 23 VIII (5 IX) 1903, Харьков) — сов. пианист-педагог и музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Доктор искусствоведения (1946). В 1934 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у Г. Р. Гинзбурга, в 1937 — аспирантуру по истории и теории пианизма (рук. Г. М. Коган). В 1936-40 и в 1943-48 ст. инспектор, нач. отдела, консультант Комитета по делам иск-в при СНК СССР. С 1937 преподаёт в Моск. консерватории (с 1948 профессор и зав. кафедрой истории и теории пианизма, в 1940-42 и в 1951-54 декан фп. ф-та, в 1954-73 проректор по науч. части, с 1974 профессор-консультант). Осн. круг науч. интересов Н. — история, теория и эстетика муз. исполнительства, вопросы муз. образования. С 1962 ответств. ред. сб. "Вопросы музыкально-исполнительского искусства" (с 1970 — "Музыкальное исполнительство").

Сочинения: Интерпретация ("Wohltemperiertes Klavier" Баха в редакции Черни и Бузони, "СМ", 1935, No 3; Фортепианное наследие Чайковского, М. — Л., 1949, М., 1958; Шопен в исполнении советских пианистов, "СМ", 1949, No 10; Музыкальное образование и пути развития фортепианного искусства, в сб.: Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып. 1, М., 1950, 1955; Некоторые вопросы эстетики музыкального исполнительства, в сб.: Советская музыкальная критика, М., 1954; К вопросу об эстетике советского музыкального исполнительства, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; Основы советской пианистической школы, в сб.: Мастера советской пианистической школы. Очерки, М., 1954, 1961; Исполнительские и педагогические принципы А. Б. Гольденвейзера, там же; Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства, там же; Фортепианная музыка Шостаковича, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; Фортепианные произведения П. И. Чайковского, М., 1957; Джон Фильд, М., 1960; Московская фортепианная школа и ее выдающиеся представители, в сб.: Вопросы фортепианного искусства. Очерки. Статьи. Воспоминания, вып. 1, М., 1965; Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования, в сб.: Методические записки по вопросам музыкального образования, М., 1966; Конкурсы и развитие исполнительской культуры, в кн.: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем, М., 1966; Г. Р. Гинзбург, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки, статьи, воспоминания, вып. 2, М., 1968; Г. Г. Нейгауз и С. Е. Фейнберг о фортепианном искусстве, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 5, М., 1969; А. Б. Гольденвейзер-педагог, в сб.: А. Б. Гольденвейзер. Статьи, материалы, воспоминания, М., 1969; Еще раз о семиотике и множественности исполнительского образа, в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 8, М., 1973, и др.

И. М. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me