Нин-и-Кастельянос Х.

(Nin y Castellanos) Хоакин (29 IX 1879, Гавана — 24 X 1949, там же) — кубинский композитор, пианист, музыковед. Учился у К. Г. Видьелльи в Барселоне. С 15-летнего возраста выступал как пианист в Испании, мн. странах Зап. Европы и Юж. Америки. С 1902 жил в Париже, где занимался у М. Мошковского (фп.) и в "Схола канторум" и у В. д'Энди (композиция). В 1906-08 преподавал в "Схола канторум", в 1908-10 — в Берлине. В 1910 основал в Гаване консерваторию и конц. об-во. С 1913 работал гл. обр. в Париже и Брюсселе; в 1939 возвратился в Гавану. Большинство инстр. сочинений Н. отмечено нац. колоритом, значит. интерес представляют его обработки испан. песен. Н. — видный фольклорист, автор исследований в области старинной испан. музыки. Составитель сб. для фп. из произв. испан. композиторов 16-18 вв. (1925, 1929). Последние годы жизни провёл на Кубе, профессор Гаванской консерватории.

Его сын — Хоакин Мария Нин-Кульмель, Nin-Culmell (р. 5 IX 1908, Берлин) — пианист и композитор. Учился в "Схола канторум" (классы фп. и композиции) в Париже. В 1930-34 брал уроки композиции у М. де Фалья в Гранаде. Концертирует во мн. странах Зап. Европы и Америки. Автор сочинений для фп. (в т. ч. концерт с орк., 1946, соната, 1934), фп. квинтета (1938), 2 поэм для голоса с орк. (1963). В 1940-49 педагог муз. колледжа в Уильямстауне, в 1949-54 — в Калифорнийском ун-те (Беркли).

Литературные сочинения: Pour l'art, P., 1909; Huit annйes d'action musicale, Brux., 1911; Idйes et commentaires, P., 1912; Las trиs grandes escuelas musicales del siglo XVIII, Bilbao, 1913; Clavecin ou piano, P., 1921; La presse dit, P., 1930.

Сочинения: балет — Голубой шарф (L'йcharpe bleue, 1937); мимодрама — Другой (L'autre, 1913); для скр. и фп. — Иберийская рапсодия (Rapsodie ibйrienne, 1930); Диалог в саду Линдараха (Dialogo au Jardin de Lindaraja, 1927); Песня ночного сторожа (Le chant du veilleur. 1937); для фп. — Иберийский танец (Danza ibйrica, 1926), Послание Клоду Дебюсси (Message а Claude Debussy, 1929), Колыбельная испанским сиротам (Berceuse pour les orphelins d'Espagne, 1939); для влч. и фп. — Испанская сюита (Suite espagnole, 1930); для голоса с фп. — Десять испанских рождественских песен (Dix noлls espagnoles, 1934); обр. нар. песен (в т. ч. сб. 20 испанских народных песен, Veinte canciones populres espanсolas, т. 1-2, 1923).

Литература: Карпентьер A., Музыка Кубы, пер. с исп., М., 1962; Collet H., L'essor de la musique espagnole au XX-e siиcle, P., 1929; Slonimsky N., La mъsica de America Latina, B.-Aires, 1947.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me