Петрович Э.

(Petrovics) Эмиль (р. 22 II 1930, Надьбечкерек, ныне Зренянин, Югославия) — венг. композитор. С 1941 живёт в Будапеште. Учился у Ф. Фаркаша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа (1951-57). Был муз. рук. Т-ра им. Ш. Петёфи (1960- 1964). С 1964 преподаёт муз.-теоретич. предметы и композицию в Высшей театр. школе, позднее — в Высшей муз. школе (с 1969 профессор). Дебютировал в сер. 50-х гг. (концерт для флейты с оркестром, 1954; струн. квартет, 1958); для этих соч., как и для более позднего творчества, характерны ясность мелодич. мышления, уравновешенность формы, искусное владение инстр. красками, тяготение к свободному полифонич. письму. Наиболее значительны его оперы, в т. ч. "Такова война" — на совр. антифаш. тему, "Преступление и наказание" (по P. M. Достоевскому). Среди др. произв. — кантата для хора и оркестра (на сл. Петёфи и совр. венг. поэта Д. Ийеша). Для соч. П. характерны демократич. направленность, психологич. заострённость образов, совр. техника муз. письма, тщательность отделки деталей. Премии им. Эркеля (1960, 1963), Кошута (1966).

Сочинения: оперы — Такова война (C'est la guerre, одноактная, 1962, Будапешт), Лисистрата (по Аристофану, конц. исп. 1962; пост. 1971, Будапешт), Преступление и наказание (1969, Будапешт); для солистов, хора и орк. — оратория Книга Ионы (1966), кантата Пусть паду я там (Ott essem el йn, для муж. хора и орк., 1972); концерт для флейты с орк. (1957); Симфония для струнных (1964); дух. квинтет (1964); 4 автопортрета в масках для чембало (1958); хоры; песни; музыка для драм. т-ра, радио, кино (более 20 фильмов).

Литературные сочинения: M. Ravel, Bdpst, 1959.

Литература: Feuer M., 88 muzsikus muhelyйben, Bdpst, 1972; Contemporary Hungarian Composers, Bdpst, 1974; Fodor G., Zene йs drбma, Bdpst, 1974; Balassa I., Gбl Gy. S., Operбk kцnyve, (2 kiad), Bdpst, 1975.

П. Ф. Вейс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me