Петров О. А.

Осип Афанасьевич (по уточнённым данным, 3 (15) XI 1807, Елизаветград, ныне Кировоград -27 II (11 III) 1878, Петербург) — рус певец (бас). В детстве играл на балалайке, гитаре, затем на флейте, кларнете, фаготе, контрабасе. В юности пел в церк. хоре. Нотной грамоте обучался у воен. капельмейстера Бехмана. Дебютировал в 1826 в труппе Жураховского в Елизаветграде (опера-водевиль "Казак-стихотворец" Кавоса), затем перешёл в труппу И. Ф. Штейна, гастролировавшую на Юге России. Уже в эти годы проявилась разносторонность артистич. таланта П. (выступал в опереттах, драмах, трагедиях). Большое значение для него имело творч. общение с М. С. Щепкиным в Полтаве, способствовавшее созданию П. живых полнокровных образов. В 1830 по приглашению оперного реж. М. С. Лебедева приехал в Петербург, занимался у К. А. Кавоса (пение). В этом же году впервые выступил (партия Зарастро, "Волшебная флейта") на Петерб. оперной сцене (вначале пел на сцене Большого т-ра, с сер. 50-х гг. — Театра-цирка, с 1860 — Мариинского т-ра), где прослужил до 1878. Здесь создал яркие образы в операх зап.-европ. композиторов — Цампа, Бертрам, Ассур, Каспар ("Цампа" Герольда, "Роберт-Дьявол"; "Семирамида" Россини, "Вольный стрелок"). Успешно пел в спектаклях итал. оперы, демонстрируя высокий уровень рус. исполнит. иск-ва ("Сомнамбула", "Пуритане" Беллини, "Лючия ди Ламмермур", "Севильский цирюльник", "Дон Жуан" и др.). Новый этап в творч. деятельности П. связан с операми М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). Был первым и выдающимся исполнителем партий Сусанина и Руслана, а позднее неподражаемым Фарлафом. В этих партиях раскрылось дарование артиста — творца ярко нац., реалистич. образов. П. создал традицию сценич. образа Сусанина. Роль Сусанина Глинка предназначал П. (композитор работал с ним над партией; составил для певца вок. упражнения). Сложнейшая для исп. партия Руслана написана в расчёте на феноменальный голос П. Общение с Глинкой и позже с М. П. Мусоргским расширило художеств. кругозор П. и способствовало дальнейшему развитию реалистич. тенденций в его творчестве. Был также первым исполнителем партий Мельника (1856), Лепорелло ("Каменный гость", 1872), Ивана Грозного ("Псковитянка", 1873), Варлаама (1874), создав высокохудожеств. образы. Голос П. отличался мощью звучания, широтой диапазона (одинаково доступными певцу были басовые и баритоновые партии), богатством красок, подвижностью и ровностью во всех регистрах. Задушевное пение, совершенное владение речитативом, выдающееся актёрское мастерство помогали П. передавать разнообразные человеческие характеры, глубоко раскрывать воплощаемые им образы. П. был также тонким интерпретатором романсов Глинки, А. С. Даргомыжского, Мусоргского. Исполнит. деятельность П., создателя рус. вок.-сценич. школы, — значит. этап в развитии рус. нац. оперы.

Литература: Глинка М., Записки, "Русская старина", 1870, т. 1-2, М. И. Глинка. Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952; Стасов В. В., О. А. Петров, в кн.: Русские современные деятели, т. 2, СПБ, 1877, с. 79-92, то же, в его кн.: Статьи о музыке, вып. 2, М., 1976; Львов М., О. Петров, М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л., 1950; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века, (т. 1) — 1836-1856, (т. 2) — 1857-1872, (т. 3) — 1873-1889, Л., 1969-73; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1-2, т. 2, вып. 3-4, М., 1966-73 (вып. 1 совм. с Протопоповым В. В.).

А. П. Григорьева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me