Пуленк Ф.

(правильнее Pуланк) (Poulenc) Франсис (7 I 1899, Париж — 30 I 1963, там же) — франц. композитор. Ученик Р. Виньеса (фп.) и III. Кёклена (композиция). П. с успехом концертировал как пианист на родине и в др. странах. Входил в "Шестёрку" (с 1920). Композитор воспитывался на образцах классич. и совр. ему франц. культуры. Испытал влияние Э. Шабрие, Э. Сати, К. Дебюсси, М. Равеля, а также И. Ф. Стравинского. П. писал в разл. жанрах (фп., вок., камерно-инстр. соч.). Принимал участие в коллективных работах композиторов "Шестёрки" (танц. дивертисмент "Новобрачные на Эйфелевой башне" — "Les mariйs de la Tour Eiffel", 1921). Первое крупное произв. П. — балет "Лани" (1923, по заказу С. П. Дягилева для труппы "Русский балет"). В своём творчестве П. эволюционировал от развлекательных задорных ("Негритянская рапсодия", 1917), порой неглубоких по содержанию соч. к значительным по темам, драм. и трагич. по характеру произведениям. Большое внимание композитор уделял мелодии; за богатство и красоту кантилены его называют на родине "французским Шубертом". Опираясь на традиции франц. нар. песенности, он также развивал принципы муз. просодии К. Дебюсси и вок.-декламационных методов М. П. Мусоргского. П. неоднократно говорил о влиянии на него музыки последнего: "Я без устали играю и переигрываю Мусоргского. Невероятно, скольким я обязан ему". Все лучшие находки П. в области вок. и орк. музыки сконцентрированы в его трёх операх: буффонной "Груди Тирезия" (по пьесе Г. Аполлинера, 1944), трагедийной "Диалоги кармелиток" (по Ж. Бернаносу, 1953-56) и лирико-психологической "Человеческий голос" (по монодраме Ж. Кокто, 1958).

Большое место в творч. наследии П. занимают камерно-вок. произв. (св. 160 песен на сл. Аполлинера, П. Элюара, М. Жакоба, Л. Арагона, Кокто, Р. Десноса и др.). Его музыка на стихи совр. франц. поэтов тесно связана с текстом, композитор опирается на фонетич. звучание стихов и новую, "раскованную" ритмику. Он сумел преодолеть нарочитую алогичность и эксцентричность сюрреалистич. стихов и претворить их в стройную муз. форму. В его вок. миниатюрах и хор. музыке нашла отражение также гражданская тематика. В годы фашистской оккупации П. написал патриотич. кантату "Лик человеческий" (на сл. Элюара, 1943, изд. тайно), в к-рой пророчески прославлялась грядущая свобода и выражалось презрение к завоевателям.

Духовная музыка П. (месса, Stabat Mater, Gloria, мотеты и др.) не ограничена тесным миром религ. образов; в ней нет архаизации и культивирования церк. псалмодии, григорианского хорала, а используется широкий круг ариозно-песенных и декламац. интонаций. Композитор-лирик по природе, П. и в духовную музыку привносит лиризм. Оставаясь преим. в рамках стилистич. норм тональной системы, П. стремился к развитию гармонических средств. Для него характерны обращение к народным и архаичным ладам, обогащение ладовой диатоники, усложнение аккордов терцовой структуры альтерацией и добавочными тонами.

Глубоко нац. композитор, П. вошёл в историю музыки как прогрессивный художник, выразитель гуманистич. идеалов своей эпохи. Особенно значителен его вклад в оперное иск-во.

Сочинения: оперы — Груди Тирезия (Les mamelles de Tirйsias, опера-буффа, 1944, пост. 1947, т-р "Опера комик", Париж), Диалоги кармелиток (Dialogues des carmйlites, 1953-56, пост. 57, т-р "Ла Скала", Милан и "Гранд-Опера", Париж), Человеческий голос (La voix humaine, лирич. трагедия в одном акте, 1958, пост. 1959, т-р "Опера комик", Париж); балеты — Лани (Les biches, балет с пением, 1923, пост. 1924, труппа "Русский балет", Монте-Карло), Утренняя серенада (Aubade, хореографич. концерт для фп. и 18 инструментов, 1929, пост. 1930, "Театр Елисейских полей", Париж), Примерные животные (Les animaux modиles, по Ж. Лафонтену, 1941, пост. 1942, "Гранд-Опера", Париж); для солистов, хора и орк. — кантата Засуха (Sйcheresses, на стихи Э. Джеймса, 1937), Stabat Mater (1950), Gloria (1959), Sept Rйpons des tйnиbres (для сопрано (детский голос), детского и муж. хоров, 1961); для орк. — симфониетта (1947), сюиты и др.; концерты с орк. — Сельский концерт для клавесина (Concert champкtre, с малым оркестром, 1928, посвящен В. Ландовской), для органа, струн. орк. и литавр (1938), для 2 фп. (1932), для фп. (1949); для фп. — Непрерывные движения (Trois mouvements perpйtuels, 1918), 5 интермеццо (1920-21), Прогулки (Promenades, 1924), Французская сюита (Suite franзaise, 1935; использованы темы из сб. танцев композитора 16 в. К. Жервеза), 8 ноктюрнов (1929-38), 15 импровизаций (1932-59) и др.; камерные инстр. ансамбли; хоры с инстр. сопр. — Литании к Чёрной Богоматери (Litanies а la Viиrge noire, для жен. или детского хора и органа или струн. орк., 1936); хоры a cappella — 7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Месса G-dur (1937), кантата Лик человеческий (Figure humaine, на стихи Элюара, для двойного смеш. хора, 1943), 8 франц. песен на старинные нар. тексты (Huit chansons franзaises, 1945); для голоса с орк. — Светская кантата Бал-маскарад (Le bal masquй, на текст M. Жакоба, для баритона или меццо-сопрано и камерного орк., 1932), Крестьянские песни (Chancons villageoises, на стихи М. Фомбёра, 1942); для голоса с инстр. ансамблем — Негритянская рапсодия (Rhapsodie nиgre, для баритона, 1917), Бестиарий (6 песен на стихи Аполлинера, 1919), Кокарды (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919); для голоса с фп. — романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса; музыка для драм. т-ра, кино и др.

Литературные сочинения и письма: La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. — Его фортепианная музыка, "СМ", 1968, No 4); Entretiens aves Claude Rostand, P., (1954); Emmanuel Chabrier, P.-Gen., (1961); Journal de mes mйlodies, P., 1984 (рус. пер. — в кн.: Я и мои друзья, пер. Г. Филенко, Л., 1977); Moi et mes amis. Confidences recueillies par S. Aubel, P.-Gen., 1963 (рус. пер. — в кн.: Я и мои друзья, Л., 1977); Correspondance. 1915-1963, Р., 1967 (рус. пер. — Письма, пер. Е. Гвоздевой и Г. Филенко, ред., вступ. ст. и коммент. Г. Филенко, Л., 1970).

Литература: Гофман Р., Франсис Пуленк, "СМ", 1963, No 4; Rобер P., Живой Пуленк, там же, 1964, No 1; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; его же, Двое из "Шестерки", "МЖ", 1974, No 4; Медведева И., Франсис Пуленк, М., 1969; её же, Моя музыка — это мой портрет (об операх Пуленка), "СМ", 1969, No 1; Зарубежная музыка XX века, ред., сост. и коммевт. И. В. Нестьева, М., 1975; Hell H., Francis Poulenc, musicien franзais, P., (1958), L., 1959; Dumesnil R., Histoire de la musique, v. 5 — La premiиre moitiй du XX-e siиcle, P., 1960 (рус. пер. одной из глав — Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964); Rоу J., Francis Poulenc, (P., 1964); Dialogues of the Carmelites, "Opera news", 1977, 5 February (статьи об опере "Диалоги кармелиток").

И. А. Медведева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me