Роллан Р.

(Rolland) Ромен (29 I 1866, Кламси — 30 XII 1944, Везле) — франц. писатель, музыковед и обществ. деятель. Род. в семье нотариуса. Окончил в 1889 "Эколь нормаль" в Париже, 2 года изучал археологию во франц. школе в Риме. В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию "Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти" ("Les origines du thйвtre lyrique moderne. Histoire de l'opйra en Europe avant Lully et Scarlatti", премия Флорентийской академии, 1896). С 1897 профессор (история музыки) "Эколь нормаль", в 1902-12 — Сорбонны, по заданию к-рой организовал и возглавил муз. секцию Школы высших социальных исследований (выступал с лекциями и докладами по истории музыки). В сотрудничестве с Ж. Комбарьё, П. Обри, А. Гастуэ, А. Пирро, А. Экспером основал журн. "Revue d'histoire et critique musicales", постоянно участвовал в этом издании. В 1901-10 опубликовал ряд исследований и этюдов по истории оперы, монографич. работы (о Л. Бетховене, Г. Ф. Генделе, Ж. Б. Люлли, Р. Штраусе, К. Дебюсси, К. Сен-Сансе и др.), критич. статьи. В них определился науч. метод Р., сложилась манера изложения зрелого и оригинального учёного — вдумчивого исследователя и в то же время эмоционального художника. Во время 1-й мировой войны 1914-18 обосновался в Швейцарии, стремясь быть "в стороне от схватки" (так озаглавлена одна из его книг, изданная в 1917). Р. с интересом следил за успехами социалистич. движения, однако его восприятие идей социализма было романтически расплывчатым. С 1922 жил в г. Вильнёв. В 1935 посетил СССР. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 и нем.-фашистской оккупации Франции горячо сочувствовал Движению Сопротивления. В эти годы он закончил многотомное исследование о Л. Бетховене, над к-рым работал ок. 20 лет.

Крупный учёный, тонкий музыкант, Р. был выдающимся муз. писателем. Для него характерно глубокое изучение первоисточников, рассматриваемых им в связи с историей обществ. развития, с духовной культурой общества, умение выпукло очертить облик художника, оживить его для читателей, дать яркое представление о муз. стиле на конкретных образцах. Серьёзные историч. и теоретич. обобщения Р. преподносил читателю в яркой лит. форме, делая их не только доступными, но и увлекательными. Особое внимание уделял он Бетховену (капитальные работы о нём), Генделю, проблемам прогрессивного оперного иск-ва. Вопросы музыки занимают большое место и в лит. творчестве Р.: "Жан Кристоф" (1904-12; Нобелевская пр., 1915) — роман о выдающемся музыканте (здесь нашли отражение впечатления от личности Бетховена); в повести "Кола Брюньон" (1914, опубл. 1918) Р. опирается на эпистолярный стиль Орландо Лассо (повествование Кола напоминает по языку и манере письма Лассо); в драм. произв. Р. музыке отведена значит. роль. По существу для Р. его собств. художеств. и музыковедч. деятельность сливались воедино (одна влияла на другую). Исследования Р. неоднократно переводились в СССР, пользуются признанием и популярностью. Р. поддерживал связи с сов. изд-вами не только как писатель, но и как музыковед, встречался и переписывался с сов. учёными. Воззрения Р., его метод исследования, интересы, симпатии и вкусы близки сов. музыковедению.

Сочинения: Vie de Beethoven, P., 1907 (рус. пер. — Жизнь Бетховена, М., 1937, то же, Собр. соч., т. 2, М., 1954); Musiciens d'autrefois, P., 1908 (рус. пер. — Музыканты прошлых дней. П., 1923, то же, Собр. музыкально-исторических соч., т. 4, М., 1938); Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. — Музыканты наших дней, Л., 1923, то же, Собр. музыкально-исторических соч., т. 5, М., 1938); Haendel, Р., 1910 (рус. пер. — Г. Гендель, М., 1931, то же, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); L'opйra au XVIIe siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, partie I, (v. 2), P., 1913; Les origines de l'opйra allemand, там же; L'opйra anglais au XVIIe siиcle, там же, partiel, (v. 3), 1913 (рус. пер. — Опера в XVII в. в Италии, Германии, Англии, М., 1931); L'opйra du XVIIe siиcle en France, там же, partie I, (v. 3), P., 1913; Voyage musical aux pays du passй, P., 1919 (рус. пер. — Музыкальное путешествие в страну прошлого, Собр. соч., т. 17, Л., 1935); Beethoven. Les grandes йpoques crйatrices, (ч. 1) — De l'Hйroпque а l'Appassionata, P., 1928 (рус. пер. — Бетховен. Великие творческие эпохи. От "Героической" до "Appassionata", Собр. соч., т. 15, Л., 1933, то же, Собр. муз.-историч. соч., т. 7, М., 1938), то же, (ч. 2) — Goethe et Beethoven, P., (1930) (рус. пер. — Гёте и Бетховен, Собр. соч., т. 15, Л., 1933, то же, Избр. произв., М., 1936), то же, ч. (3) — Le chant de la rйsurrection. La messe sollennelle et derniиres sonates, v. 1-2, P., (1937) (рус. пер. главы Большая соната, op. 106, "CM", 1970, No 1-2), то же, (ч. 4) — La cathйdrale interrompue, v. 1-3 (v. l — La neuviиme symphonie; v. 2 — Les derniers quatuors; v. 3 — Finita comoedia), P., 1943-45 (рус. пер. — Незавершенный собор: Девятая симфония. Finita comoedia, Собр. соч., т. 12, М., 1957), то же, (ч. 5)- Les aimйes de Beethoven, P., (1949-50), и др.

Литература: Встреча советских композиторов с Ромэн Ролланом, "СМ", 1935, No 7-8; Браудо Е., Ромэн Роллан и музыка, там же, 1935, No 9; Сергеева С., Образ Бетховена в творчестве Ромена Роллана, там же, 1951, No 9; Кремлёв Ю. A., Ромен Роллан — музыковед, в кн.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956, тоже, в его кн.: Избранные статьи и выступления, М., 1959; Соллертинский И., Ромен Роллан и музыка, в его кн.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; Ромен Роллан. 1866-1961. По материалам юбилейной сессии, М., 1968 (ч. 3 — Библиография); Урицкая Б. С., Ромен Роллан — музыкант, Л.-М., 1971, 1974; Combarieu J., Congrиs international d'histoire de la musique, P., 1900; Schrade L., Beethoven in France, New Haven, 1942; Samazeuilh G., Romain Rolland et la musique, в кн.: Cahiers de Romain Rolland, Cahier 3, P., 1950; Fдhnrich H., Romain Rolland als Musikwissenschaftler, "Mf", 1956, Jahrg. 9, No 1; Вarrиre J. В., Romain Rolland par lui-mкme, (P., 1962).

T. H. Соловьёва.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me