Ромберг Б.

(Romberg) Бернхард (11 XI 1767, Динклаге — 13 VIII 1841, Гамбург) — нем. виолончелист и композитор. Сын фаготиста Антона Р. (игравшего также на виолончели) — его первого учителя. В 1774 выступил в концерте вместе с двоюродным братом Андреасом Р., с к-рым до 1799 гастролировал по странам Европы и в 1790-93 служил (одноврем. с Л. Бетховеном) в Боннской придв. капелле. В Бонне играл в квартете с Ф. Рисом, Андреасом Р. и Л. Бетховеном. В 1801-02 профессор Парижской консерватории; в 1805-06, а затем в 1816-19 солист Берлинской придв. капеллы. Затем жил в Гамбурге, мн. концертировал, в т. ч. в России (впервые в 1807); в последние годы выступал как оперный дирижёр. Конц.-исполнит. деятельность Р., продолжавшаяся более 50 лет и во многом способствовавшая популяризации виолончели как сольного инструмента, ознаменовала новую ступень в развитии техники игры на этом инструменте. Р. владел виртуозной техникой и мощным красивым звуком. Его игра славилась благородством фразировки, была лишена какой-либо сентиментальности. Р. высоко ценили Л. Бетховен, Э. Т. А. Гофман, а в России — В. Ф. Одоевский, М. Ю. Виельгорский (ученик Р.) и др. Р.-композитор, подобно Л. Шпору, проявил себя как представитель раннеромантич. стиля. Автор опер "Die wiedergefundene Statue" (между 1791 и 1793, Бонн), "Ulysses und Circe" (1807, Берлин), "Rittertreue" (1817) и др., 5 симфоний и камерных произв. (в т. ч. 16 струн. квартетов). Педагогич. значение сохранили его виолончельные соч., среди к-рых 10 концертов, 6 концертино, сонаты, дуэты, фантазии, дивертисменты, вариации и др. Концерты, входящие в совр. уч. программы, отражают виртуозное мастерство Р. и особенно развитую им технику левой руки (техника "ставки"). Значит. интерес представляют вариации на темы песен разных авторов, а также на темы рус. нар. песен (ор. 14, 19, 20, 52). Рус. темы Р. использовал также в "Каприччо на русские песни" (ор. 38) и фантазии "Воспоминание о Санкт-Петербурге" (ор. 77). В 1840 была издана Школа для виолончели Р. ("Methode de violoncelle").

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2 — Русское виолончельное искусство до 60-х гг. XIX века, кн. 4 — Зарубежное виолончельное искусство XIX — XX вв., М., 1957-78; Wasielеwski W. J. v., Das Violoncell und seine Geschichte, Lpz., 1889, 1925, S. 125-131; Schдfer H., Bernhard Romberg, Lьbeck, 1931; Bдchi J., Berьhmte Cellisten, Z., 1973, S. 37-41.

Л. С. Гинзбург.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me