Ропарц Ж. Г. М.

(Ropartz) Жозеф Ги Мари (15 VI 1864, Генган, Кот-дю-Нор — 22 XI 1955, Ланлу, Кот-дю-Нор) — франц. композитор. Учился в Парижской консерватории, с 1885 занимался у Т. Дюбуа (гармония) и Ж. Массне (композиция), с 1887 у С. Франка (орган, композиция). В 1894-1919 руководитель симф. концертов и директор консерватории в Нанси, в 1919-29 — в Страсбуре. С 1949 чл. Академии изящных иск-в. Р. был учеником и последователем С. Франка, оказавшего большое влияние на формирование его творч. стиля. Писал в разл. жанрах. Мн. произв. Р. связаны с миром художеств. образов и муз. интонациями фольклора Бретани, родного края композитора. Р. принадлежат и муз.-педагогические соч. Автор муз.-лит. произв., в т. ч. "Notationes artistiques..." (1891), 3 сб-ков стихов ("Adagiettos", "Modes mineurs", "Les Nuances").

Сочинения: оперы — Дьявол — дамский портной (Le diable couturier, 1893, Париж), Страна (Le Pays, 1912, Нанси); балеты — Воскресный прелюд... (Prйlude dominical..., 1931, Париж), Нескромный (L'indiscret, 1934, Монте-Карло); для солистов, хора и орк. — 3 мессы (1921, 1923, 1925), реквием (1938) и др. церк. произв.; для орк. — 5 симфоний (1894, на бретонский хорал; 1900; 1906, с солистами и хором; 1910; 1945), Маленькая симфония (Petite symphonie, 1943), симф. поэмы, в т. ч. Колокол мёртвых (La Cloche des morts, 1887), Концерт (1930), Праздничный марш (Marche de fкte, 1888), Ланды (Les Landes, 1888), Серенада (1892), Бретонское воскресенье (Dimanche breton, 1893), Фантазия (1897), Охота принца Артура (La Chasse du prince Arthur, 1912), Дивертисмент (1915), Сельская серенада (La sйrйnade champкtre, 1932), Бурбонезские бурре (Bourrйes bourbonnaises, 1939), Пасторали (1953); Рапсодия для влч. с орк. (1928); камерно-инстр. ансамбли — 3 сонаты для скр. и фп. (1907, 1917, 1927), 2 сонаты для влч. и фп. (1904, 1919), фп. трио (1918), струн. трио (1935), 6 струн. квартетов (1893, 1912, 1925, 1934, 1940, 1948); для фп., в т. ч. 3 ноктюрна (1911-16), Увертюра, Вариации и Финал (1904), В тени гор (Dans l'ombre de la montagne, 1913); многочисл. пьесы для органа, вок.-инстр. соч., циклы песен для голоса с орк., хоры, музыка к драм. спектаклям, обр. нар. песен.

Литература: В-ва О., Гюи Ропарц и его симфоническая поэма "Колокол мертвых"), "РМГ", 1906, No 40; Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970, с. 139-41; Lamy F., J. Guy Ropartz, l'homine et l'oeuvre, P., 1948; Kornprobst L. J. Guy Ropartz, йtude biographique et musicale, Strasbourg, (1949); Ibert J., Notice sur la vie et les travaux de Guy Ropartz, P., 1956; Livre du centenaire de J. Guy Ropartz, P., (1966); Djemil E., J. Guy Ropartz ou la recherche d'une vocation. L'oeuvre littйraire du maоtre et ses rйsonances musicales, Le Mans, 1967; Davles L., C. Franck and his circle, Boston, 1970.

Г. С. Скудина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me