Русенберг Х. К.

(Rosenberg) Хильдинг Константин (р. 21 VI 1892, Бушьёклостер, Швеция) — швед. композитор и дирижёр. Учился игре на органе, скрипке и фп. В 1914-18 брал уроки у Р. Андерсона (фп.), занимался в консерватории у В. Стенхаммара (композиция) в Стокгольме; в 1920-21 совершенствовался в Берлине и Дрездене (в игре на фп. у Р. Бухмайера и в дирижировании у К. Штиглера), в Вене, затем в Париже. В 1932-34 2-й дирижёр Швед. корол. oперы. Гастролировал в странах Европы и в США (1948). Р. — один из ведущих швед. композиторов 20 в. Испытал влияние т. н. сев. романтиков (В. Петерсон-Бергер, В. Стенхаммар, Я. Сибелиус), позднее А. Шенберга. Зрелые соч. Р. отличаются мелодичностью, красочностью оркестровки, лаконичностью и ясностью формы, обнаруживают высокое полифонич. мастерство композитора; для опер характерен декла-мац. склад вок. партий.

Сочинения: оперы — Путешествие в Америку (Resan till Amerika, 1932, Стокгольм), Марионетки (Marionetter, 1939, Стокгольм, на её осн. также орк. увертюра и танц. сюита), Две принцессы (De tvе Kungadцttrarna, Стокгольмское радио, 1940), Остров счастья (Lycksalighetens ц, 1945, Стокгольм), Портрет (Portrattet по H В. Гоголю, 1956), Дом с 2 входами (Hus med dubbel ingang, 1969), балеты, в т. ч. Орфей в городе (Orfeus i sta'n, 1938, Стокгольм), оратории (1936, 1938, 1942, оперная тетралогия Иосиф и его братья — Josef och lians brцder, по T. Манну, 1948), 3 кантаты, для орк. — симфонии (1917, 2-я ред. 1919, Sinfonia grave, 1934, 4 возраста человека — De fyra livsеldrama, по роману Р. Роллана "Жан Кристоф", 1939, Откровение Иоанна Богослова — Johannes uppenbarelse, с солистом и хором, 1940, Садовник — цrtagеrdsmдstaren, с солистом и хором, 1944, Простая симфония — Sinfonia semplice, 1951), 2 церк симфонии (Sinfonie da chiesa, 1923, 2-я ред 1950, 1924), Sinfonia concertante (для скр., альта, гобоя, фагота и орк, 1935), Камерная (Sinfonia da camera, 1923), симфония для дух. орк (1968), увертюры — Маленькая (Ouvertura piccola, 1942), Бело-черная (Ouvertura bianca-nera, для струнных, 1948), Плач по Стенхаммару (Trenodia per W. Stenhammar, 1928), сюиты, в т. ч. для струнных (1946), Размышления 1-3 (Riflessioni 1-3, для струнных, 1960), 3 симфонические метаморфозы (3 Metamorfosi sinfoniche, 1963), концерты — для орк. (1949), для струнных (1946), Луисвиллский концерт (The Louisville concerto, для скр., альта, влч. и орк., 1954), для инструмента с орк. — концерты для фп. (1950), скр. (1924, 1951), влч. (1953), альта (1942), трубы (1928), вариации для скр. (1929), камерно-инстр. ансамбли — трио для альта, скр. и флейты (1921), для гобоя, кларнета, фагота (1927), Серенада для флейты, скр., альта (1940), 12 струн. квартетов (1920-58), дух. квинтет (1959), для фп. — 4 сонаты (1923-27), для органа — токката, пасторальная ария и чакона (1952), хор соч., в т. ч. песни, гимны, мотеты (а cappella), музыка для т-ра и кино.

Литературные сочинения: W. Stenhammar, в кн Musikmдnniskor, Uppsala, 1943, Per Lindberg och den skapande musiken, в кн. En bok om Per Lindberg, Stockh., 1944.

Литература: Pergament M., Hilding Rosenberg a Journey in modern Swedish music, "ML", 1947, v. 28, No 3

M. А. Сальберг-Вачнадзе.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me