Северуд Х. С. Й.

(Saeverud) Xаральд Сигурд Йохан (р. 17 IV 1897, Берген) — норв. композитор. Учился у Б. Хольмсен (фп. и композиция) в Муз. академии в Бергене, совершенствовался по композиции у Ф. Э. Коха в Высшей школе музыки в Берлине (1920-21), изучал дирижирование под рук. К. Крауса (1935). Как дирижёр гастролировал с сер. 1940-х гг. Сочиняет музыку с детства; первое симф. произв. создал в 15-летнем возрасте ("Танец горной девы" — "Huldredans", исполнен под упр. автора в Бергене). Один из ведущих представителей совр. норв. композиторской школы; его музыка отличается ярким нац. своеобразием, самобытностью стиля. Осн. источник творчества С. — нар. музыка Зап. Норвегии, особенно иск-во нар. скрипачей "хардингфелеров"; использует типичные для нар. танцев — т.н. слоттов (см. Норвежская музыка) — приёмы варьирования, технику т.н. цепного развития коротких мотивов; характерны энергия острых и сложных ритмов (сюиты "Гальдреслотты" и "Сильюслотты", обе 1943), сочетание особенностей норв. интонац. строя с совр. средствами муз. выразительности. В своей музыке С. опирается преим. на творч. опыт Б. Бартока и И. Ф. Стравинского. Отказываясь от принципов атональной музыки (применял лишь в нек-рых ранних соч.), широко использует технику расширенной тональности, старинные диатонич. лады с их экспрессией. Наиболее плодотворный период творчества — 1940-50-е гг. В годы фаш. оккупации посвятил ряд произв. норв. патриотам: "Симфония Сопротивления" ("Quasi una fantasia. Motstandsbevegelsens symfoni", No 5), "Симфония скорби" ("Sinfonia dolorosa", No 6, посв. памяти расстрелянного норв. патриота А. Лавика); воплощением "борьбы, веры и благодарности" С. назвал свою "Симфонию псалмов" ("Salmesymfoni", No 7, с хором); бойцам Сопротивления посв. также сюиты для фп. на темы "богатырских песен" ("Kjempeviseslеtten", 1945). Популярна его музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" с антиромантич. трактовкой гл. образа (в противоположность Э. Григу С. подчёркивает не лирич., а сатирич. концепцию драмы). В нач. 1950-х гг. посетил Сов. Союз.

Сочинения: балет — Страшный сон Синей Бороды (Ridder Blеckjeggs mareritt, 1960, Осло); для opк. — 9 симфоний (1920, 1922, 1926, 1937, 1941, 1942, 1945; Симфония Миннесоты, 1957; 1961), 50 маленьких вариаций (1931, также для фп., 1940), сюиты — Лукреция (из музыки к пост. "Поругание Лукреции", по поэме Шекспира, 1936), 2 сюиты и 12 орк. пьес из музыки к "Пер Гюнту" (1942), Пастушеские напевы (Gjaetlevise, 1940), Героическая поэма (Poema Eroica, 1955), Торжественное шествие (Entrata regale, 1960) и др. орк. пьесы; для инструмента с орк. — концерты: для фп. (1950), скр. (1956), влч. (1930) и гобоя (1938), дивертисмент для флейты и струн. орк. (1941), Романс для скр. соло (и с фп., 1942); камерно-инстр. ансамбли — 20 маленьких дуэтов для 2 скр. (1951), струн. квартет (1969); для фп. — соната (1921), 6 сонатин (1950), сюита (1930), 5 каприсов (1919), Слотты и песни из Сильюстёля (Slеtter og stev fra Siljustшl, 1942-45, 5 тетрадей), Гальдерслотты (Galderslеtten, 1943), 7 лёгких пьес (1939); Пастораль для хора (1952); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Lind S., H. Saeverud, "Nordisk musikkultur", 1952, No 1; Fischer T., Modstand — gjennombrudd. Noen strukturelle saedrag i H. Saeveruds klavermusikk, "Nordisk musikkultur", 1956 No 5; Lange K., Шstvedt A., Norwegian music, L., (1958), 1971 (рус. пер. — Ланге К. и Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967).

О. Е. Левашёва.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me