Сеговия Т.

(Segovia) Андрес Торрес (по уточнённым данным, р. 21 II 1893, Линарес, пров. Хаэн) — испан. гитарист. Научился игре на гитаре самостоятельно. Дебютировал в 15-летнем возрасте в Гранаде. После гастролей в странах Европы, Сев. и Юж. Америки и Азии (1920-е гг.) получил мировую известность. С 1955 рук. класса гитары в Академии Киджана в Италии, с 1958 преподаёт в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Среди учеников — Дж. Уильямс, А. Диас, Дж. Брим, А. Вальдес-Блейн. По инициативе С. были открыты классы гитары в муз. уч-щах и консерваториях разных стран. Исключит. виртуоз, исполнение к-рого отличается также глубиной интерпретаций, С. возродил интерес к гитаре как сольному инструменту, ввёл в репертуар гитаристов классич. и совр. музыку. С. исполняет также собств. соч. — Концерт для гитары с оркестром, "Тонадилыо", "Этюд памяти М. Понсе", "Орасьон" и др. пьесы. Иск-во С., расширившего технич. и выразит. возможности гитары, вдохновило мн. композиторов на создание произв. для этого инструмента. Для С. написаны и ему посв. пьесы "Сеговия" А. Русселя, "Сеговиана" Д. Мийо, "Сеговии" А. Тансмана, "Фандангильо" X. Турины, сонатина Ф. Морено Торробы, сюита "Компостеляна" Ф. Момпу, "Дьявольское каприччо" М. Кастельнуово-Тедеско, концерты с оркестром А. Тансмана, Э. Вила Лобоса, "Южный концерт" М. Понсе, "Фантазия для благородного рыцаря" для гитары с оркестром X. Родриго и др. Важный вклад в репертуар гитаристов С. внёс своими обработками классич. музыки (соч. И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Д. Скарлатти, С. Франка, И. Альбениса, Э. Гранадоса, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского). В этих обработках С. проявляет тонкое чувство стиля, мастерски использует полифонич. и колористич. возможности инструмента. В его редакции изданы 20 этюдов для гитары Ф. Сора, часто исполняемые С. и его учениками. Пьесы из репертуара С. входят в разл. инструктивные сб-ки для гитары, в т. ч. в серию сб-ков, составленных П. С. Агафошиным (о значении С. для гитарного иск-ва говорится и в его кн. "Новое о гитаре"). С. оказал влияние на развитие гитарного иск-ва в Сов. Союзе. Во время гастролей в СССР (1926, 1927, 1936) давал консультации сов. гитаристам (П. С. Агафошину, П. И. Исакову, В. И. Яшневу и их ученикам А. М. Иванову-Крамскому, Д. С. Челнокову и др.).

Литературные сочинения: La guitarra у Yo., "Guitar review", 1949, No 8; Письмо моему биографу, пер. с франц., "СМ", 1960, No 6.

Литература: Игорь Глебов, Концерт Андрэ Сеговия, "Красная газета", 1926, 19 марта; Агафошин П. С., Новое о гитаре, М., 1928, с. 23-35; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961; его же, Великий гитарист, "СМ", 1964, No 8; Вайсборд М., Андрес Сеговия в Москве, "МЖ", 1971, No 20; его же, Андрес Сеговия в СССР, там же, 1974, No 6; Gavoty В., Hauert R., Andrйs Segovia, Gen. — Monaco, (1955); Usi11оs С., Segovia, (Bilbao, 1973).

M. A. Вайсборд.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me