Славенский Й.

(Slavenski) (наст. фам. — Штольцер (Stolcer)) Йосип (11 V 1896, Чаковец — 30 XI 1955, Белград) — хорватский композитор (Югославия). Учился композиции у З. Кодая в Будапеште (1913-1916) и у В. Новака в Праге (1920-23), совершенствовался в Париже (1925-26). В 1924 и после 1926 работал в Белграде; преподавал муз.-теоретич. предметы в частной муз. школе (позднее средняя муз. школа "Мокраняц"), с 1937 — в средней школе при открывшейся в том же году Муз. академии (ныне — средняя муз. школа "Йосип Славенски"), с 1945 профессор Муз. академии по классу композиции. С. — один из основателей совр. композиторской школы Югославии, благодаря ему музыка этой школы получила известность и в др. странах Европы. Творчество С., развивавшего нац. муз. традиции, — пример плодотворного синтеза фольклорной основы с совр. техникой письма. Обратившись, подобно Б. Бартоку и З. Кодаю, к неизведанным пластам нар. иск-ва, С. использовал фольклор балканских народов в сочетании с совр. приёмами муз. письма. Нац. характер творчества С. проявляется в муз. языке, форме, оркестровке. Применение импрессионистских приёмов письма свидетельствует о претворении традиций франц. муз. культуры. Наиболее значительны инстр. и вок. сочинения. Орк. произв., преим. программные, жанровые в основе, отличаются красочностью, отражают жизнелюбивое мировосприятие С. В нек-рых соч. проявляется его интерес к историч. и философской проблематике ("Восточная симфония"). Его 4-частная симфония с хором "Симфонический эпос" — одно из самых значительных в музыке Югославии произв., воплотивших в крупной вок.-симф. форме тему 2-й мировой войны 1939-45. Для камерных сочинений более характерно лирич. начало.

Сочинения: для солистов, хора и орк. — Восточная симфония (Религиофония) (Simfonija orijenta (Religiofomja), 1934); кантаты Юность (Mladost, 1921), Владимир Ильич Ленин (по В. В. Маяковскому, не оконч., 1940); для орк. — симфония с хором Симфонический эпос (Simfonijski epos, 1941-45), симф. поэма Меджимурье (Medimurje, 1925), симф. сюиты, в т.ч. Балканофония (Balkanofonija, 1927), 4 балк. танца (Cetiri balkanske igre, 1938), пьесы — Музыка (Muzika, 1936), В горах Югославии (U planinama Jugoslavije, 1945-47), Народные партизанские песни (Narodne partizanske pesme), соч. для камерного орк., в т.ч. Музыка (Muzika, 1938); камерно-инстр. ансамбли — сонаты: Славянская (Slavenska, 1924) для скр. и фп., Духовная для скр. и органа (Religiosa, 1925), струн. трио (1930), 4 струн. квартета, дух. и смеш. квинтеты; для фп. — соната, Югославская сюита (Jugoslovenska suita, 1921), Танцы и песни с Балкан (Igre i pesme sa Balkana, 2 тетр., 1927); хoры a cappella и с фп., в т.ч. детские; романсы; песни (массовые партизанские); музыка для электроинструментов; музыка к балетным и драм. спектаклям.

Литература: Гордина Е., Творчество Й. Славенского в его связях с народной музыкой Югославии, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; её же, Памяти большого художника, "СМ", 1971, No 5; Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 409-28; Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн.: Andreis J., Cvetko D., Duric-Klajn St., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962, s. 239-44.

E. И. Гордина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me