Слонимский Н. Л.

(Slonimsky) Николай Леонидович (р. 15 (27) IV 1894, Петербург) — амер. музыковед, лексикограф, композитор, дирижёр и пианист. В 1908-1916 учился в Петерб. консерватории у И. А. Венгеровой (фп.), В. П. Калафати (гармония) и М. О. Штейнберга (инструментовка). С 1920 концертировал как пианист-солист и аккомпаниатор в странах Европы. С 1923 живёт в США, с 1964 — в Лос-Анджелесе. Выступал как дирижёр в США и др. странах (нек-рые совр. произв. впервые исполнены под его управлением, в т.ч. сочинения Ч. Айвса, музыку к-рого он активно пропагандировал), руководил основанным им камерным оркестром в Бостоне (1927-34). Преподавал в муз. школах, колледжах и ун-тах, в т.ч. в Калифорнийском ун-те (1964-1967). Редактор муз. энциклопедии О. Томпсона (4-8-е изд.), биографич. словаря музыкантов Т. Бейкера (дополненное 5-е изд. 1958 и приложения 1965 и 1971, 6-е дополненное изд. 1979), писал статьи для мн. словарей и энциклопедий, составил своеобразный "Лексикон музыкальных инвектив..." (собрание негативных высказываний музыкантов о творчестве композиторов со времён Л. Бетховена). Капитальный труд С. — "Музыка с 1900" (хронология муз. событий 20 в.). Нововведения С. в технике композиции и муз. терминологии (напр., пандиатоника — равноправное применение 7 звуков диатонич. гаммы в мелодич., контрапунктич. и гармонич. комбинациях) обоснованы в его трактате "Тезаурус звукорядов и мелодических фигураций", а также в словаре муз. терминов 20 в. (вошёл в 4-е изд. "Музыки с 1900"). Автор муз. сочинений гл. обр. малых форм (б. ч. объединены в сюиты или циклы пьес); среди них — произв. на рус. темы (в т.ч. 4 рус. мелодии для кларнета и фп., 1937). Издал (с собств. переводами текстов на англ. яз.) сб. "50 русских романсов от Глинки до Шостаковича" ("50 Russian art songs from Glinka to Shostakovich", v. 1-3, 1949-51). В 1962 и в 1979 приезжал в СССР.

Сочинения: балет Принц отправляется на охоту (Prince goes a-hunting, 1925, Рочестер, шт. Нью-Йорк); для орк. — Увертюра на древнегреческую тему (1933); вариации на браз. тему Мой воздушный шарик (My toy balloon, для орк. и 100 одновременно лопающихся на sforzando игрушечных воздушных шаров, 1942, первонач. для фп., 1941); инстр. дуэты, в т.ч. сюита для влч. и фп. (1950); пьесы для фп., в т.ч. Этюды в чёрном и белом (Studies in black and white, 1928); 50 мини-этюдов (50 Minitudes, 1973); циклы романсов для голоса с фп., в т.ч. на тексты из объявлений и с надгробных памятников; бесконечный канон (по Мёбиусу; для сопрано и тенора, фп. ad libitum, 1965); Маленькая сюита для ансамбля дух. и ударных инструментов (аранжировка 8 из 11 фп. Этюдов в черном и белом).

Литературные сочинения: Music since 1900, N. Y., 1937, 1971; Music of Latin America, N. Y., 1945, 1972; Thesaurus of scales and melodic patterns, N. Y., 1947; The road to music, N. Y., 1947, 1960; A thing or two about music, N. Y., 1948; Lexicon of musical invective. Critical assults on composers since Beethoven's time, N. Y., 1953.

Литература: Шнеерсон Г., Панорама музыки XX века, "СМ", 1973, No 1; Ewen D., American composers today, N. Y., 1949; Composers of Americas, v. 15, Wash., 1969 (с нотографией).

Б. С. Штейнпресс.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me