Смешанные такты

Такты, сгруппированные из двух или неск. неодинаковых простых тактов, двух- или трехдольных, напр. Смешанные такты. В европ. музыке в соответствии с учением о пеонич. роде соотношений др.-греч. метрики (2 : 3) в С. т. записываются нек-рые образцы др.-греч. песнопении (первый Дельфийский гимн, гимн Месомеда). Большое развитие. С. т. имеют в болг. фольклоре, где применяются размеры 5/8, 5/16, 7/8, 7/16, 8/8, 8/16 и т. д. до 15-дольников (см. кол. 112, вверху).

В проф. европ. музыке С. т. были исключением (5-дольники в "Орландо" Генделя, "Белой даме" Буальдье, "Тристане и Изольде" Вагнера, 1-й фп. сонате Шопена). В рус. музыке 19 в. они утвердились в качестве новаторских

Смешанные такты. Рис. 1

Рученица.

нац. ритмов, применявшихся почти всеми композиторами начиная с М. И. Глинки, к-рый ввёл 5-дольники как метрич. норму ("Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила"). Образцы С. т. с разл. количеством долей (гл. обр. 5-, а также 7-, 8-, 9-, 11-дольные) встречаются в песнях М. П. Мусоргского, "Князе Игоре" Бородина, 3-й симфонии, "Садко", "Снегурочке", "Сказании о невидимом граде Китеже", "Младе", "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Сне на Волге" и инстр. произв. А. С. Аренского и т. д.:

Смешанные такты. Рис. 2

М. И. Глинка. "Иван Сусанин", действие 3-е, Свадебный хор.

Смешанные такты. Рис. 3

Н. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка", действие 4-е. Гимн Яриле Солнцу.

В 20 в. С. т. влились в общую систему нерегулярной ритмики и стали применяться наравне с другими, напр. А. Шёнбергом, П. Хиндемитом. Рядом композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.) продолжена и развита линия ритмики рус. музыки 19 в. Б. Барток применил "болгарские ритмы" ("alla bulgarese"). В ритмике О. Мессиана С. т. приобрели вид "ритмов с дополнит. длительностью" типа Смешанные такты. Рис. 4, сблизившись с принципами ритма некоторых восточных народов.

В. Н. Холопова.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me