Стамиц Я. В. А.

(Stamic, Stamitz) Ян Вацлав Антонин (Иоганн Венцель Антон) (19 VI 1717, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия — 27 III 1757, Мангейм) — чеш. композитор, скрипач, дирижёр. С 6-летнего возраста учился игре на скрипке у отца — Антонина Игнаца С. (1687-1765), кантора, учителя музыки. В 1728-34 приобрёл навыки игры на разл. инструментах и играл в оркестре иезуитской гимназии в Йиглаве. Испытал влияние чеш. виртуоза скрипача Ф. Мичи. С 1734 работал в Праге. В 1741 придв. музыкант в Пфальце, с 1743 — в Мангейме. В 1742 успешно концертировал во Франкфурте-на-Майне как виртуоз (играл на скрипке, виоль д'амур, виолончели, контрабасе; исполнял и собств. произв.). С 1744 1-й скрипач, с 1748 руководитель Мангеймской капеллы. С Мангеймом связана вся последующая деятельность С. (лишь в 1747-48 дирижировал придв. капеллой и выступал как солист в Штутгарте). Под рук. С. Мангеймская капелла стала одной из лучших в Европе (расширил её состав до 50 оркестрантов; гл. обр. его ученики). Основатель мангеймской школы, С. создал новый конц. стиль орк. исполнения, отличавшийся исключит. сыгранностью оркестрантов, отточенным ритмом, широким использованием длительных динамич. нарастаний и спадов звучности. Реформатор оркестра, С. ввёл в его состав валторны и кларнеты. С 1748 соч. С. (особенно симфонии и концерты) стали исполняться и в др. европ. странах. В 1751, 1754-55 выступал как дирижёр и солист в Париже. В 1755 под упр. С. здесь была исполнена его симфония, в к-рую впервые в истории этого жанра он включил кларнеты. С успехом исполнял сольную партию в своих концертах для скрипки, для виоль д'амур с оркестром; как виртуоз он состязался со скрипачом П. Гавинье. Творчество С. послужило поводом для памфлета Ф. М. Гримма "Маленький пророк из Бёмиш-Брода" (вышел анонимно в 1753). Исполнение С.-скрипача отличали монументальность, богатство динамич. оттенков, сочный тон, блестящая техника двойных нот. Был выдающимся педагогом; среди его учеников (более 30) — К. Каннабих, А. Фильц, Ф. Бек, В. Крамер, а также сыновья Карел и Антонин С. В исполнит. и композиторском творчестве С. воплотил эстетич. идеалы эпохи Просвещения. Его иск-во (сохранилось 175 соч.) основано на претворении традиций чеш. нар. музыки, синтезе достижений чеш., австр., нем. и итал. мастеров. С. был новатором и в области формы: разработал предклассич. тип сонатного allegro, 4-частный сонатный цикл; внёс новое, драм. содержание в симфонию и концерт, с чем связано усиление тематич. контрастов, применение напряжённых звучаний, резких динамич. переключений и др. ярких выразит. средств; использовал программность (симфонии "Весенняя", "Немецкая мелодия" и др.). Оказал влияние на формирование творчества чеш., нем., франц., итал. композиторов 18 в. (Ф. К. Рихтер, И. К. Бах, К. Диттерсдорф, Ф. Госсек, Л. Боккерини и др.). Симфонии Es-dur и G-dur (с гобоем и 2 валторнами) изданы X. Риманом ("Denkmдler der Tonkunst in Bayern", Bd 8, Tl 2), симфония для 2 оркестров — Г. Шнайдером (Lpz., 1934), конц. симфония для скрипки, флейты, гобоя, кларнета и 2 валторн — К. Гейрингером (W., 1935).

Сочинения: для орк. — 74 симфонии, 10 трио; концерты с орк. — 16 для скр., 16 для клавира, для духовых инструментов, в т.ч. для кларнета (первый в истории музыки); камерно-инстр. ансамбли — дуэты для скр., сонаты — для скр. с басом, для влч. с басом; струн. квартеты; сонаты и каприсы для скр. соло; культовая хор. музыка.

Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 75-79; его же, История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 276-77; Вurney С., The present state of music in Germany, the Netherlands and the United provinces, L., 1773 (рус. пер. — Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г...., М.-Л., 1962, с. 49); Сuсuеl G., La Poupliniиre et la musique de chambre au XVIIIe siиcle, P., 1913; Helfert V., Hudba na jaromerickйm zamky, Praha, 1924; Gradenwitz P., Johann Stamitz. Das Leben, Brno, 1936; Pospisil A., Kolem Jana Vбclava Stamice, Havlickuv Brod, 1947; Nettl P., Das kleine Prophet von Bцhmisch-Brod, Esslingen, 1953; см. также лит. при ст. Мангеймская школа.

В. Ю. Григорьев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me