Старцер Й.

Штaрцер (Starzer) Йозеф (1726 или 1727, Вена — 22 IV 1787, там же) — австр. композитор и скрипач. Концертмейстер придв. оркестра в Вене. Работал в Петербурге, куда приехал с балетм. Ф. Хильфердингом ок. 1760. Здесь С. выступал как дирижёр, написал ряд балетов, в т.ч. "Победа Флоры над Бореем" ("La Victoire de Flore sur Borиe", 1760), "Любовь-целительница" ("L'amore medico", 1762), "Аполлон и Дафна" (1764), пролог "Новые лавры" ("Novyia lavry", 1759, совм. с Г. Раупахом), поставленные в Петербурге. Уже будучи в Вене (куда он возвратился в 1768 и стал придв. композитором), написал вместе с Л. Паради балет "Восхитительная школа" (1781) к открытию Петровского т-ра в Москве. Принял большое участие в основании венского об-ва музыкантов (1771), концерты к-рого были открыты одной из симфоний С. Выступал на этих концертах как дирижёр. С. известен прежде всего как балетный композитор (св. 20 произв., лучшие из к-рых были созданы для франц. танцовщика и балетм. Ж. Ж. Новера и итал. танцовщика и балетм. Г. Анджолини). В своих балетах С. использовал бытовую музыку Вены, наряду с танц. номерами вводил развёрнутые муз. формы. В наиболее известном балете "Адель де Понтье" (1773) использовал лейтмотивы. Автор оратории "Страсти Иисуса Христа" (1778), симфоний, инстр. концертов, камерных ансамблей.

Литература:Аbеrt H. J. G., Noverre und sein Einfluss auf die dramatische Ballettkomposition, "JbP", 1908, Bd XV, S. 40-42; Braun L., Die Ballettkompositionen von Josef Starzer, W., 1929 (Diss.); Sсhmid E. F., Glьck — Starzer — Mozart, "ZfM", 1937, Jahrg. 104.

M. M. Яковлев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me