Степанова М. М.

Мария Матвеевна (по уточн. данным, l (13) I 1815, Петербург — 21 X (3 XI) 1903, там же) — рус. певица (сопрано). В 1827 поступила в Петерб. театр. уч-ще, занималась вначале в балетном классе у Ш. Дидло, затем училась пению у П. А. Сапиенцы и К. А. Кавоса. Дебютировала в 1831 в опере "Деревенские певицы" Фьораванти. В 1833-54 артистка Петерб. оперного т-ра, на сцене к-рого спела св. 30 партий. Пользовалась большим успехом в операх В. Беллини — Юлия ("Капулетти и Монтекки"), Амина ("Сомнамбула"), Норма. Одна из лучших её партий — Семирамида ("Семирамида" Россини). В историю рус. оперного т-ра вошла как первая исполнительница партий Антониды (М. И. Глинка проходил с ней эту партию) и Людмилы, с большой похвалой отзывались об артистке А. Н. Серов и В. Ф. Одоевский. Обладала высоким, сильным, звонким, гибким, подвижным голосом (в то же время приятным mezzo-voce), редкой музыкальностью, феноменальной памятью. Исполнение отличалось безукоризненной отделкой партий, игра — грациозностью и благородством.

Литература: К. В. О. (Одоевский В. Ф.), Второе письмо к любителю музыки об опере г. Глинки: Жизнь за царя, или Сусанин, "Северная пчела", 1836, 15 и 16 дек.; его же (псевд. В. Невский), Новая русская опера: Жизнь за царя. Музыка соч. г. Глинки, слова барона Розена, "Литературные прибавления к русскому инвалиду", 1837, 30 января; см. также в кн.: Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Серов А. Н., "Руслан" и русланисты, "Музыка и театр", 1867, No 10, то же, в его книгах: Критич. статьи, т. 4, СПБ, 1895, Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Воспоминания А. Я. Петровой, "Русская старина", 1880, т. 27, март; Мария Матвеевна Степанова. (Страничка из её автобиографии), "ЕИТ", сезон 1903-1904. Приложение к XIV вып.; Гозенпуд A. A., Музыкальный театр в России, Л., 1959; его же, Русский оперный театр XIX века, ч. l — 3, Л., 1969-73.

А. П. Григорьева.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me