Стилл У. Г.

(Still) Уильям Грант (р. 11 V 1895, Вудвилл, Миссисипи) — амер. (негр.) композитор и дирижёр. Учился в Уилберфорсском ун-те (1911-15) и Оберлинской (Новоанглийской; 1917-22; класс композиции Дж. У. Эндрюса) консерватории; брал уроки композиции у Дж. Чедвика в Бостоне (1922) и У. Вареза в Нью-Йорке (1922-25). Играл на скрипке, виолончели, гобое в разл. оркестрах, был аранжировщиком эстр. музыки в оркестрах П. Уайтмена, У. Хэнди и А. Шоу. В кон. 1920-х гг. приобрел известность благодаря произв., основанным на мелодич. и ритмич. элементах негр. фольклора; его "Афро-американская симфония" (1931) — одно из первых созданных негром крупных симф соч.; в качестве муз. материала в нем использована негр музыка, в т.ч. спиричуэлы. В годы 2-й мировой войны 1939-45 обратился к патриотич. темам борьбы негров за свободу и равенство. С кон. 40-х гг живет в Лос-Анджелесе. Пр. Хармона (1928), Гуггенхейма (1934).

Сочинения: оперы — Голубая сталь (Blue steel, 1935), Потревоженный остров (Troubled island, 1938, Нью-Йорк), Легенда Бейю (Bayou legend, 1940), Костасо (Costaso, 1949, Нью-Йорк), Мота (1951), Пиллар (1956), Шоссе I, США (Highway 1, USA, одноактная, 1963, Майами); балеты — Саджи (Sahadji, 1931, с хором, Рочестер), Вечеринка мисс Салли (Miss Sally's party, 1940), Ленокс авеню (1957, с чтецом, хором и орк.); Они линчевали его, повесив на дереве (And they lynched him on a tree, для чтеца, солистки, двойного хора и орк., 1940), Песнопение для Америки (Plam-chant (or America, для солиста, хора и орк., 1941), Песенка, захотевшая стать симфонией (The Little song that wanted to be a symphony, для чтеца, жен. трио и орк., 1954); для орк. — 5 симфоний (Афро-американская, 1931, Песня новой расы — A song of a new race, 1937; 1945; Туземная — Autochthonous, 1947; 1958), симф поэмы, в т.ч. Африка (1930), Заброшенная плантация (Deserted plantation, 1933), Старая Калифорния (Old California, 1941), Памяти цветных солдат, отдавших жизнь за демократию (In memoriam: the colored soldiers who died for democracy, 1943), Страницы негритянской истории (Pages from negro history, 1943), Архаический ритуал (Archaic ritual, 1946), Зарубки на дереве (Wood notes, 1948), Поэма (1944), сюиты, в т.ч. Американские сцены (American scenes, 5 сюит, 1957), Праздничная увертюра (Festive overture, 1944); пьеса Кентукки (Kaintuck') для фп. с орк. (1936), соч. для бэнда; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. Панамские танцы (Danzes de Panama, для струн. квартета или струн. орк., 1948); разл. инстр. пьесы, хоры, песни, в т.ч. 12 негр. спиричуэлов (1937).

Литература: Шнеерсон Г.О музыке живой и мертвой, M., 1960, 1964, с. 153, 154, Lосkе А., The Negro and his music, Wash., 1936, Arveу V., William Grant Still, N. Y., 1939; eё же, William Grant Still, "International musician", 1963, July.

С. Ю. Сигида.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me