Торупилль

Эст. дух. нар. инструмент. Род волынки. Состоит из меха (изготовляется из тюленьего, бычьего желудка, иногда животного пузыря, шкуры собаки, козы и др.) с 3 или 5 трубками, из к-рых одна — для нагнетания воздуха, с кожаным запирающим клапаном, другая — игровая мелодическая (из можжевельника или сосны) и 1, 2, реже 3 — бурдонные (гл. обр. из ясеня, а также из сосны), с небольшим точёным раструбом (бывает разл. формы). Мелодич. трубка — без раструба (дл. 180-300 мм), с 5-6 игровыми отверстиями; в неё и в бурдонную трубку вставлены пищики из тростника (реже гусиного пера) с одинарным надрезным язычком; звукоряд мелодич. трубки диатонический (fis1 — g1 — a1 — h1 — с2 — d2 — e2; g1 — a1-h1 -c2 — d2 — e2), диапазон мелодий — гл. обр. секста. Бурдонная трубка с небольшим раструбом цилиндрич. формы (дл. 300-750 мм) состоит из 2 раздвижных колен, позволяющих удлинять канал и т. о. менять высоту звука; настраивается квинтой или октавой ниже мелодической. Если бурдонных трубок две, они настраиваются в квинту (g — d1), и одна из них — октавой ниже мелодической. Т. звучит так же, как обычная волынка. Был известен среди эст. крестьян уже в 16 в., в кон. 19 в. почти вышел из употребления. Играли на Т. соло (нар. танцы и наигрыши), иногда в ансамбле со скрипкой и варганом, для наигрышей Т. характерно обилие трелей и форшлагов. Оказал заметное влияние на дальнейшее развитие мелодики эст. нар. песни; нек-рые наигрыши вошли в репертуар совр. сельских музыкантов — каннелистов, скрипачей, гармонистов.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 88; Tampere H., Eesti rahvapillid ja rahvatantsud, Tallinn, 1975, lk. 19-23; Tцnurist I., The Estonian bagpipe, в кн.: The Bagpipes in Europe, I, The Brussels museum of musical instruments. Bulletin, v. 6, 1976, p. 47-54.

И. В. Тынурист.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me