Траэтта Т.

(Traetta) Томмазо (30 III 1727, Битонто, близ г. Бари — 6 IV 1779, Венеция) — итал. композитор. В 1738-48 учился в консерваториях "Деи повери ди Джезу Кристо", "Санта-Мария ди Лорето", "Сант-Онофрио а Капуана" в Неаполе у Л. Лео и Ф. Дуранте. Успех оперы Т. "Фарначе" (1751, Неаполь) определил его путь как гл. обр. оперного композитора. В 1758-65 служил капельмейстером и учителем пения при дворе регента Пармы, писал музыку для Пармы и др. городов Италии, а также для придв. т-ра в Вене. В нек-рых произв. этого периода ("Софонизба", 1762; "Ифигения в Тавриде", 1763) сказалось стремление к реформе оперы. В 1765-68 директор оспедалетто (консерватории) "Санти-Джованни э Паоло" в Венеции; с 1768 придв. капельмейстер в Петербурге. Для петерб. сцены Т. переработал нек-рые из своих ранее написанных опер ("Необитаемый остров", 1769; "Олимпиада", 1769; "Антигон", 1770), изменив оркестровку (усилил звучание оркестра), увеличив роль хора и ансамблей. Высшее творч. достижение Т. — опера "Антигона" (по трагедии Софокла, 1772), отличающаяся драматургич. цельностью и напряжённостью развития. В кульминац. моментах действия музыка достигает большой силы выражения, хотя ни либреттист, ни композитор не смогли передать суровый строй чувств антич. трагедии, сюжет трактован ими в духе сентиментальной драмы. К петерб. периоду относятся также мифологич. пастораль "Амур и Психея" (1773) и опера-сериа "Луций Вер" (1774). В 1775 из-за болезни Т. покинул Петербург, нек-рое время жил в Лондоне, в 1777 вернулся на родину (жил в Неаполе, Венеции).

Оперное наследие Т. обширно. Он писал оперы на либретто крупнейших драматургов своего времени — П. Метастазио ("Покинутая Дидона", "Олимпиада", "Демофонт", "Антигон", "Семирамида" и др.), А. Дзено ("Луций Вер", "Меропа"), К. Гольдони ("Джермондо"), М. Кольтеллини ("Ифигения в Тавриде", "Антигона", "Амур и Психея") и др. Оставаясь в рамках традиц. форм оперы-сериа, Т. стремился придать своим произв. большую драм. осмысленность и подчинить их единому, последовательно развивающемуся драматургич. замыслу. Отд. номера он объединял в большие сцены, включающие сольные арии, речитативы accompagnato, ансамбли и хоры. Иногда такие сцены строились им по типу развитых ансамблей оперы-буффа. В сольных номерах Т. предпочитал форме aria da capo небольшие номера типа каватины. В его операх возросла роль оркестра. Использовал приёмы мотивного развития, характерные для композиторов мангеймской школы. В опере "Ифигения в Тавриде" Т. сумел, по словам Г. Аберта, "продвинуться до самых ворот глюковской музыкальной драмы". Оперы-буффа Т., несмотря на их традиционность (в этом жанре он не сказал нового слова), пользовались успехом благодаря мелодич. яркости и живости музыки. Помимо опер, Т. написал также мессу, 2 Miserere, Stabat mater и неск. др. церк. произведений.

Сочинения: оперы-сериа — Аэций (1757, "Театро делле даме", Рим), Покинутая Дидона (Didona abbandonata, 1757, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), Олимпиада (1758, т-р "Филармонико", Верона; 2-я ред. 1769, Эрмитажный т-р, Петербург), Демофонт (1758, Мантуя), Сулейман (Solimano, 1758, "Театро дукале", Парма), Ипполит и Арисия (1759, там же), Армида (1761, "Бургтеатр", Вена), Зенобия (1762, т-р "Арджентина", Рим), Софонизба (1762, Придв. т-р, Мангейм), Ифигения в Тавриде (1763, Вена), Антигон (1764, т-р "Нуово", Падуя; 2-я ред. 1770, Эрмитажный т-р, Петербург), Семирамида (1765, т-р "Сан-Кассиано", Венеция), Антигона (1772, Эрмитажный т-р, Петербург), Меропа (1776, т-р "Реджо дукале", Милан); комич. оперы и интермедии — Счастливые пастухи (I pastori felici, 1753, Неаполь), Хитрая служанка (La fante furbo, 1756, т-р "Нуово", Неаполь), Служанки соперницы (Le serve rivali, 1766, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), Джермондо (1776 или 1777, Лондон), Странствующие кавалеры (I cavalieri erranti, 1778, т-р "Сан-Мойзе", Венеция); серенады — Празднества Гименея (Le feste d'Imeneo, 1760, "Театро реале", Парма), Необитаемый остров (L'isola disabitata, 1768, т-р "Комунале", Болонья; 2-я ред. 1769, Петербург); церк. музыка — месса (1765), оратория Царь Соломон (Rex Solomone, 1766), 2 Miserere, Stabat Mater и др.; для орк. — 4 симфонии, увертюра, дивертисмент Четыре времени года и двенадцать месяцев (Le quattro stagioni е i dodici mesi dellanno, для 4 оркестров, 1770), и др.

Издания: (Отрывки из опер "Фарначе", "Тинтариди", "Ифигения в Тавриде". "Софонизба", "Празднества Гименея", "Антигона"), hrsg. von H. Goldschmidt, "DTB", 1914, Jahrg. 14, Bd 1, Jahrg. 17, Bd 2; Antigone, hrsg. von A. Rocchi, (Firenze, 1962); (арии из опер "Антигона" и "Покинутая Дидона"), в сб.: Arie antiche, v. 1, 3, Mil., (s. a.).

Литература: Сapruzzi V., Traetta e la musica, Napoli, 1878; Goldschmidt H., Traettas Leben und Werke, "DTB", 1914, Jahrg. 14, Bd 1; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925); Nuоvo A., T. Traetta, Roma, 1922; Della Corte A., Duni, Traetta, Sacchini, в его кн.: Opera comica italiana nel'1700, v. 1, Bari, 1923; Bonaventura A., T. Traetta, "Pensiero musicale", 1927, No 4-5; Damerini A., Un precursore italiano di Gluck: Tommaso Traetta, "Il pianoforte", 1927, v. 7, No 7; Mооser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, (Gen., 1951); Schlitzer F., T. Traetta, L. Leo, V. Bellini, Siena, 1952; Sarасino E., Tommaso Traetta, Bitonto, 1954; Casavola F., Tommaso Traetta di Bitonto, La vita e le opere, Bari, 1957; Bloch H., T. Traetta's contribution to the reform of italian opera, в кн.: Collectanea historiae musicae, v. 3, Firenze, 1963; Вinetti D., Tomaso e Filippo Trajetta (Traetta). Nella vita e nell'arte, (Pabo del Colle, 1972); Суr M., Rameau e Traetta, "Nuova rivista musicale italiana", 1978, No 2.

Ю. В. Келдыш.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me