Тридентский кодекс

(нем. Trienter Codices, Trienter Kodizes, Tridentiner Konzil; англ. Trent Codices) — обширное собрание полифонич. музыки 15 в., составленное И. Визером для епископа И. Хиндербаха. Название "Т. к." происходит от г. Триент (совр. Тренто; лат. Tridentum, итал. Trento, Triento), где в соборной библиотеке Т. к. был обнаружен Ф. К. Хаберлем в кон. 19 в. Т. к. состоит из 7 томов, к-рые содержат ок. 1500 композиций в рукописных копиях самого Визера; в нём представлены сочинения ок. 75 франц., итал., нем., англ. авторов, в т. ч. Дж. Данстейбла, Л. Пауэра, И. Чиконии, И. Брассара, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Окегема, А. Бюнуа, X. Изака. Значит. часть Т. к. опубликована в изд. "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich": Bd VII и Bd XI, Tl 1 (франц., итал., нем. светские песни); Bd XIX, TI 1 (мессы); Bd XXVIl, TI 1 (месса Р. Либерта, мотеты Дюфаи, антифоны и гимны Данстейбла, Беншуа и др.); Bd XXXI (мессы и части месс разл. композиторов); Bd XL (духовные и светские мотеты Данстейбла, Дюфаи, Брассара, Ф. де Витри и др.). Т. к. является важным источником, содержащим произв. духовной и светской музыки 15 в.

Литература: Adler G., Ьber Textlegung in den Trienter Codices, в кн.: Riemann Festschrift, Lpz., 1909; Ficker R. von, Die Kolonerungstechnik der Trienter Messen, "Studien zur Musikwissenschaft" (Beihefte der "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich"), 1920, Jahrg. 7; Оrel A., Einige Grundformen der Motettkomposition im 15. Jahrhundert, там же; Wоlkan R., Die Heimat der Trienter Musikhandschriften, там же, 1921, Jahrg. 8; Mаrix J., Histoire de la musique et des musiciens de la cour de Bourgogne sous le rиgne de Philippe le Bon (1420-1467), Strasbourg, 1939; Bukofzer M., Studies in medieval and Renaissance music, N. Y., (1950); Disertori В., L'unica composizione sicuramente strumentale nei codici tridentini, в изд.: Collectanea historiae musicae, II, Firenze, 1957.

Т. С. Кюрегян.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me