Фодор-Менвьель Ж.

(Fodor-Mainviеlle) Жозефина (13 X 1789, Париж — 14 VIII 1870, Сен-Жени, близ Лиона) — франц. певица (сопрано). Дочь известного голл. скрипача и комп. Й. A. Pодора (21 I 1751, Венло — 3 X 1828, Петербург), венгра по национальности (с 1787 жил в Париже, о 1794 — в Петербурге). Первоначальное муз. образование получила под рук. отца (с 11 лет выступала вместе с ним в концертах как пианистка и арфистка). Пению обучалась у Э. Бьянки, затем у К. А. Кавоса. Дебютировала в Петербурге в 1808 (по др. источникам — в 1810; партия Розы в опере "Деревенские певицы" В. Фьораванти); в 1812 вышла замуж за франц. актёра Менвьеля и уехала из России, концертировала в Стокгольме и Копенгагене. С 1814 выступала в Париже на сцене т-ра "Опера-комик" (в т. ч. в операх "Ложная магия" Гретри, "Прерванный концерт" Бертона, "Калиф Багдадский" Буальдьё), затем в "Т-р Итальен". В 1816-17 гастролировала в Лондоне (в 1817 в опере "Дон Жуан" спела партию Церлины, к-рая являлась одной из лучших в её репертуаре), в 1818 — в Италии, в т. ч. в Венеции (т-р "Фениче"). В 1819, возвратившись в Париж, с триумфальным успехом выступила в партии Розины на сцене "Т-р Итальен" и пела в этом т-ре до 1822. Гастролировала в Вене, Неаполе (т-р "Сан-Карло", 1823-25; неоднократно пела здесь и в последующие годы, став любимицей итал. публики), Париже (1825; на сцене "Т-р Итальен" исполнила заглавную партию в опере "Семирамида" Россини). После нек-рого перерыва выступала в Италии (в 1831-32 в Неаполе у Ф.-М. брали уроки пения М. И. Глинка и тенор Н. К. Иванов) и Франции, в последний раз — в Бордо (1833), после чего оставила сцену.

Одна из выдающихся европ. певиц 1-й трети 19 в., Ф.-М. обладала лёгким, гибким голосом красивого серебристого тембра, обширного диапазона (охватывал регистры сопрано и меццо-сопрано), виртуозным колоратурным мастерством; её исполнение отличалось совершенным чувством стиля, естественностью. Прославилась в россиниевском и моцартовском репертуаре. Иск-во Ф.-М. высоко ценили Глинка, Дж. Россини, Ф. Мендельсон; Стендаль называл её "великой певицей Севера". Среди лучших партий: Розина, Дездемона; Нинетта, Зельмира, графиня Формутье ("Сорока-воровка", "Зельмира", "Граф Ори" Россини), Сюзанна; Донна Анна ("Дон Жуан"), Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Гризельда, Агнеса ("Гризельда", "Агнеса" Паэра), Арсена ("Прекрасная Арсена" Монсиньи), Земира ("Земира и Азор" Гретри). Опыт артистки и педагога нашёл отражение в её соч.: "Размышления и советы по искусству пения" (1857). В последние годы жизни посещала в Париже муз. салон Россини, иногда выступая на вок. вечерах.

Дочь Ф.-М. — Г. Менвьель также была певицей.

Сочинения: Rйflexions et conseils sur l'art du chant, P., 1857.

Литература: Глинка M. И., Записки, "Русская старина", 1870, кн. 1-2, то же, под ред. и со вступ. ст. В. Богданова-Березовского, Л., 1953; Божерянов И., Иллюстрированная история русского театра XIX в., т. 1-2, СПБ, 1903; Соллогуб В. A., Воспоминания, М.-Л., 1931, с. 460-62; Linger С., J. Mainvielle-Fodor. Prйcis historique sur sa vie, Vienne, 1823; Stendhal, Vie de Rossini, P., 1824 (рус. пер.- Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959); Escudier M. et L., Vies et aventures des cantatrices cйlиbres, P., 1856; Clayton E. С., Queens of song, L., 1863; Thurner A., Les reines du chant, P., 1883.

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me